номера enc цели применения

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,

УЧАСТВУЮЩИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ
ECDIS, И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Взаимодействие международных организаций, принимающих участие
в развитии ECDIS и внедрению этой технологии на флоте, наблюдается с
момента появления первых электронных карт и прослеживается до на-
стоящего времени. На рис. 2 приведена схема подобного взаимодействия
на 2003 г.

Согласно представленной схеме, вопросами судовождения и безопас-
ности при разработке требований к ECDIS занимается подкомитет по
безопасности судовождения NAV, входящий в состав Морского комитета по безопасности MSC, который входит в 1МО. Документ, разработанный подкомитетом NAV и принятый 1МО в ноябре 1995 г. – Резолюция А.817(19) “Стандарты исполнения ECDIS”, явился основной точкой отсчета в развитии дальнейших требований к ECDIS.

Вопросы содержания карт, отображения и обновления находятся в ве-
дении Комитета по гидрографическим требованиям к информационным

системам CHRIS, который входит в состав Международной гидрографи-
ческой организации IHO. Изданные документы:

image009

Рис. 2. Схема взаимодействия международных организаций

4. ИМЯ ЯЧЕЙКИ ЭЛЕКТРОННОЙ
НАВИГАЦИОННОЙ КАРТЫ

Эффективность внедрения новой информационной технологии судо-
вождения в настоящее время зависит от наличия картографических дан-
ных на тот или иной район Мирового океана. Координация работ по соз-
данию ENC осуществляется IHO. В имеющиеся RENC (Англия, Норвегия) поступают данные от ГО. Список и коды некоторых ГО приведены в табл.1.

Код Страна Код Страна Код Страна Код Страна
RU Россия DK Дания DE Германия NL Нидерланды
SE Швеция GB Англия ЕЕ Эстония РТ Португалия
PL Польша FR Франция N0 Норвегия FI Финляндия

Распространение данных, произведенных в указанных ГО, осуществ-
ляется через уполномоченные компании, которые организуют службу пе-
редачи картографических данных и данных по корректуре. Эти данные
защищены от несанкционированного использования, и доступ к ним осу-
ществляется по лицензии.

Основной единицей распространения ENC официальных гидрографи-
ческих служб является ячейка. Объем информации в файле ячейки не
должен превышать 5 Мбайт. Имя ячейки состоит из восьми символов:

Символ Назначение данных Диапазон масштабов
S
Обзорные Мельче 1:2 250 000
Общее изучение условий плавания в
большом водном районе
Генеральные 1:2250000-1:300001
Обеспечение перехода в открытом море
Прибрежные 1:300000-1:80001
Обеспечение перехода в зоне видимости
берегов или в стесненных навигацион-
ных условиях
Подходы к берегам 1:80000-1:40001
Обеспечение подхода к берегу
Гавани 1:40000-1:10001
Обеспечение передвижения в пределах
акваторий портов, бухт, гаваней и т.п.
Планы 1:10000-1:2500
Обеспечение маневрирования при швар-
товке

edugr4

В России разработан и принят ГУНиО МО способ кодирования ячеек
при производстве ENC на территориальные воды России. Судоводитель
может определить координаты SW угла ячейки, изготовленной в России.

Доя распознавания большого набора ячеек желательно иметь программу
идентификатора, встроенную в ECDIS.

Рассмотрим систему кодирования 4-, 5-, 6-, 7- и 8-го символов ячейки,
изготовленной ГУНиО МО в России.

Старший разряд кода широтного пояса (четвертый символ имени
ячейки) определяется согласно табл. 3.

Старший разряд кода долготного столбца (шестой символимени
ячейки) определяется согласно данным табл. 4.

Код I J К L M N Р Q R
Долгота Е 0 10 30 i 40 5 0 60 90 100
Код S Т U V \v / X Y Z
Долгота Е 170 180°
Код Н G F Е D С В А
Долгота W 0 10 30 А Ю 5( [) 60 90 100
Код Ђ 1 0
Долгота W 170 180

Младшие разряды кода широтного пояса (пятый символ имени ячей-
ки) и кода долготного столбца (седьмой символ имени ячейки) определя-
ются по табл. 5, откуда видно, что каждая зона, образованная пересечени-
ем широтного пояса и долготного столбца, имеет размеры 20х20′. При
создании соседних ячеек, имеющих данные крупного масштаба, может
оказаться, что их юго-западные углы попадают в пределы одной и той же
зоны. В таком случае порядковые номера ячеек кодируются восьмым сим-
воломимени.

В практической деятельности судоводителю обычно приходится ре-
шать задачу определения страны-производителя ячейки, диапазона мас-
штаба, в котором может быть изготовлена ячейка, и приблизительных гео-
графических координат SW угла этой ячейки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Электронные карты, используемые в ЭКНИС и их особенности и ограничения

В основу использования электронных карт в судовождении положены следующие основные принципы:

-точность и полнота электронных навигационных карт (ЭНК) должна быть не ниже бумажных навигационных;

-картографическая база данных (КБД) и корректуры к ней должны быть выполнены в официально принятых МГО стандартных форматах;

-КБД и ЭНК приобретают юридическую силу только после их утверждении национальными гидрографическими службами;

-исходная КБД в судовых системах автоматизации хранится в неизменяемом виде;

-КБД и система ее управления являются программными продуктами, поэтому размножение, регистрация и их распространение должны соответствовать правилам.

В ЭКНИС могут использоваться три вида электронных карт:

Векторные карты, выпущенные национальными гидрографическими службами в соответствии с международным стандартом.

Растровые навигационные карты, выпускаемые официальными уполномоченными организациями.

Неофициальные электронные карты (упрощенные)частично не соответствующие стандарту.

Технология изготовления векторных карт представляет процесс, включающий автоматизированную обработку информации и одновременный контроль ее профессиональными инженерами-гидрографами для предоставления конечного продукта пользователю. Электронная карта может быть получена на основе ис­пользования информации бумажной карты или электронной базы данных, находящейся в архиве. Современная технология позволяет получить электронную карту одновременно с ведением промерных работ на судне.

В настоящее время активно используется технология изготовления электронных карт по информации имеющихся бумажных. Первичный этап включает сканирование бумажной карты и получение растрового образа, т.е. файла рисунка этой карты. Последующая обработка предполагает векторизацию оператором полученной растровой карты с помощью специальной программы.

Первоначально создается файл пустой электронной карты с параметрами координат углов, соответствующими углам растровой карты, указываются система координат (эллипсоид) и проекция бумажной (растровой) карты.

После привязки углов растровой карты в координаты образовавшейся пустой электронной карты оператор в рекомендованной последовательности выбирает объекты цифрования, которым будет присваиваться определенный код. Все объекты карты можно разделить на площадные, линейные, точечные и справочную информацию.

При фиксировании точечных объектов происходит запоминание координат этой точки и кода, по которому он будет распознаваться картографической системой впоследствии.

Линейные объекты векторизуются программой, позволяющей распознавать точки растровой карты. Так, программным способом образуется линия с точками, закодированными определенным образом. Площадные объекты представляются в виде замкнутого контура с автоматическим кодированием всех точек внутри него.

Справочная информация может относиться ко всей карте (проекция и система координат), группе объектов (условия движения судов внутри портовых вод) или иметь пояснительный характер описания отдельных точек, отражаемых на карте (места якорных стоянок).

Кодированные таким образом объекты бумажной карты представляют векторизованную базу данных, которая может обрабатываться, распознаваться и отображаться в картографической системе. При использовании электронной базы данных, хранящейся в архиве процесс векторизации аналогичен.

В настоящее время нет полной коллекции векторных карт на весь Мировой океан.

Как уже отмечалось, неофициальные электронные карты частично не соответствуют стандарту. Векторные электронные карты, изготовленные коммерческими компаниями, являются только информационными и не могут заменять бумажные карты. Изготавливая неофициальные карты во внутреннем формате, при­сущем только конкретной фирме, производители сами принимают решение о виде их представления на экране, использовании цветовой гаммы, библиотеке отображаемых символов, последовательности и уровне насыщенности информацией объектов карты. Обычно уровень качества этой работы, контролируемой профессиональными гидрогра­фами, является высоким.

h

Создание растровых навигационных карт производится путем сканирования обычных бумажных карт. Растровые карты в RCDS представляют графическую копию бумажных карт, отображаемую на экране монитора. Она удобна в восприятии, т.к. полностью соответствует бумажной, но менее информативна и не позволяет решать многие навигационные задачи, связанные с безопасностью судовождения.

Другим недостатком растровых карт является то, что невозможно одновременно наблюдать на экране монитора карты, выполненные в разных проекциях.

Поскольку изменение масштаба растровой карты на экране монитора представляет собой «растягивание» или «сжатие» изображения, то возникают трудности в состыковке двух смежных растровых карт, выполненных на основе бумажных карт разного масштаба, при этом может происходить потеря информации.

Основной единицей распространения ЭНК является ячейка, представляющая навигационно-гидрографическую информацию определенного географического района. Объем информации файла ячейки не должен превышать значения 5 мегабайт. В ячейке содержится часть базы данных навигационно-гидрографической обстановки определенного географического района. Имя ячейки состоит из восьми символов.

Нумерация ячеек происходит следующим образом: например GB400001

GB 4 00001

Код тип номер

Страны карты карты (ячейки)

-Первые два символа указывают код страны-производителя ЭНК,

-Третий символ обозначает код масштабного ряда от 1 до 6 для масштабов от 1:2250000 и мельче до 1:2500.

Назначение данных Диапазон масштабов S
Общее изучение условий плавания в большом водном районе. Мельче 1:2250000
Обеспечение перехода в открытом море. 1:2250000-1:300001
Обеспечение перехода на некотором расстоянии от берега. 1:300000- 1:80001
Обеспечение подхода к берегу и плавания в стесненных навигационных условиях. 1:80000-1:40001
Обеспечение передвижения в пределах акваторий портов, бухт, гаваней и т.п. 1:40000- 1:10001
Обеспечение маневрирования при швартовке 1:10000- 1:2500

Остальные пять символов ССССС имени ячейки должны определять уникальный идентификатор ячейки данного масштабного диапазона.

Основным источником при производстве ЭНК в настоящее время являются их бумажные аналоги, т.к. многие производители электронной картографической продукции не занимаются сами гидрографическими исследованиями.

Бумажная карта, с которой при этом копируется информация, может иметь отличие от цифрового аналога ЭНК в следующем:

1) нарезка рамок (нет необходимости делать площадное перекрытие карт).

2) не соответствие проекции.

Основными проекциями морских навигационных карт являются 6 проекций:

— Нормальная равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора.

— Поперечная равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора.

— Поперечная равноугольная цилиндрическая проекция Гаусса.

— Нормальная равноугольная поликоническая проекция (на картах USA).

— Нормальная (полярная) равновеликая азимутальная проекция.

— Universal Transversal Mercator’s Projection (UTM). Это аналогия проекции Гаусса.

При издании ЭНК обязательно учитываются особенности проекций бумажных карт и, как правило, производится пересчет в Projection Mercator (нормальная равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора). В этой проекции представлено большинство бумажных навигационных карт, она наиболее удобна при прокладке курсов и чаще использует­ся в судовождении.

3) не соответствие системы координат.

Работа системы ECS ориентирована на координирование по спутниковой системе. ПИ современных систем выдают координаты местоположения судна в геодезической системе WGS-84.

Бумажные карты, в действительности, изготавливаются в различных системах координат, которые обязательно указываются в легенде карты. Наиболее часто встречающимися системами координат являются:

3) ED-50 (Europien Datum) (эллипсоид International).

4) Pulkovo 1942 (референц эллипсоид Красовского).

4) не соответствие координат объектов в результате ошибок при цифровании.

Ошибки, возникающие при цифровании карт, не должны превышать требований предъявляемых в ТЭТ к ECS.

Линейные погрешности, вводимые судоводителем для выработки ECS сигналов при отклонении судна от заданного пути, приближении к опасности, приближении к точке поворота, не должны превышать 1 мм в масштабе экрана дисплея.

Одним из основных критериев качества продукции считается возможность использования карт различных ведущих фирм в своей бортовой системе. Желательно при этом «читать» не только векторные, но и растровые карты. Основная проблема возникает в том, что практически все фирмы изготавливают карты (кодируют) в своем формате. Формат — это спецификация последовательности и видов представления элементов информации (чисел, текста) на носителе.

Если формат совершенен и отвечает всем требованиям для ECDIS, то его не очень трудно перевести в международный формат, в котором оговорены все особенности и последовательность изложения информации об объектах. Процедура перевода одного формата в другой называется конвертированием.

Однако, многие фирмы имеют достаточную коллекцию, но не выдерживают требований МГО, т.е. не могут или не хотят представлять свои карты по установленному стандарту. Для того чтобы прочитать ЭНК в своей бортовой системе необходимо знать их формат и структуру, т.е. иметь программу для преобразования данных, иными словами иметь конвертор. Подобными конверторами фирмы обмениваются по взаимной договоренности в целях дополнения своих коллекций, выражаясь профессионально «открывают свой формат».

Исходя из того, что векторные карты имеют значительное преимущество перед растровыми и системы ECS настроены на загрузку векторных карт, у судоводителя возникают определенные трудности при переходе с векторной карты на растровую. Это проявляется при изменении масштаба (появляется сильное нагромождение или разряжение информации), перестает срабатывать настроенная система сигнализации, меняется время загрузки при переходе с одной растровой карты на другую и т.д.

Корректура электронных карт

Для поддержания ЭНК на уровне современности в соответствии с требованиями Конвенции SOLAS-74/95 предусмотрены операции по их корректуре.

— официальные, источником которых являются гидрографические службы;

— местные, поступающие от региональных уполномоченных служб(береговой охраны, лоцманской службы и т.д.);

Официальные корректуры могут быть следующими:

— локальные постоянные или временные (с указанием срока действия);

— корректуры для изменения картографической нагрузки;

— для добавления, удаления и замены картографических объектов или их атрибутов;

— пространственные корректуры для полной замены одной или нескольких карт.

Система корректуры ЭНК в ЭКНИС соответствует следующим основным принципам:

· корректуры стандартизованы по структуре, системе классификации и кодирования, а формат передачи данных корректуры соответствует международному формату DX90;

· обновление ЭНК включает использование не только постоянных, временных и предварительных Извещений мореплавателям (ИМ), но относящихся к этой карте навигационных предупреждений NAVARЕA и NAVTЕX;

· обновлению подвергается системная ЭНК, исходная КБД сохраняется в неизменном виде;

· вносимая корректура не должна ухудшать отображаемую на экране ЭНК, сведения о внесенной корректуре хранятся в памяти системы и отображаются по запросу судоводителя-оператора;

· ответственность национальных гидрографических организаций за корректуры ЭНК эквивалентна ответственности, которую они несут по корректуре бумажных навигационных карт.

Основные требования к корректуре и сервису распространения корректурной информации изложены в «Руководстве по корректуре ENC». Официальная корректура IHO должна отличаться от местной, выпущенной портовыми властями, a ECDIS минимальной способности должна отражать различные методы корректуры.

Руководство определяет следующие категории сервиса:

— Сервис по расписанию — сервис корректуры в определенные интервалы времени, заранее известные отправителю и получателю.

Методы корректуры подразделяются на различные категории.

I. Категории применения.

Производство ручной корректуры осуществляется с помощью графического редактора, имеющегося в электронной картографической системе. Создаваемые судоводителем корректурные файлы нумеруются и хранятся в определенной последовательности. Обычно информация последующих файлов включает информацию предыдущих. Это позволяет периодически уничтожать предыдущие файлы. При наложении информации корректурного файла на основную карту можно на экране монитора наблюдать откорректированную карту. Основной особенностью является то, что отображение основной карты будет отличаться от отображения внесенной корректурной информации.

Автоматическая корректура может быть разбита на два подкласса.

Информацию о корректуре можно получить, используя сеть Интернет и имея доступ к корректурным файлам карт судовой коллекции на сайте официального дистрибьютора корректуры.

Откорректировать карты можно также, заказав через агента или представителя компании в порту диск CD с обновленной коллекцией карт или дискету с набором корректурных файлов судовой коллекции электронных карт. Информация с дискеты позволяет изменять состояние ENC. Карты с диска CD полностью заменяют коллекцию карт на откорректированную. Периодичность издания новых дисков CD обычно составляет 3 месяца.

Некоторые фирмы предлагают сервис корректуры используя каналы телефонной связи. Для этого судоводитель в порту должен дозвониться до фирмы-производителя корректуры и получить по каналу телефонной связи кодированную информацию по корректуре дня своей судовой коллекции.

Сервисные возможности различных электронных картографических систем могут быть различны.

2. Категории с различным отношением к объектам базы данных:

Кроме перечисленных имеется еще ряд категорий.

При выполнении корректуры электронных карт необходимо учитывать несоответствия систем координат бумажных и электронных карт на точность нанесения корректуры

Официальным источником информации в некоторых случаях могут быть ИМ, где приведены координаты объектов для конкретных бумажных карт. Различие систем координат определяется разными параметрами эллипсоидов, используемых при созда­нии бумажной карты и отображении электронной.

Исходя из того, что в судовой коллекции могут быть ENC, изготовленные на основе бумажных карт разных государств, которые имеют различные системы координат, судоводитель должен знать все особенности корректуры электронных карт по информации ИМ для бумажных и особенности изложения информации в ИМ различных государств.

При нанесении точек на ENC по информации ИМ судоводитель должен вводить поправки в координаты, используя информацию легенды карты. Как правило, в легенде карты указываются поправки для перехода от системы координат WGS-84 к системе координат бумажной карты.

Источник

Номера enc цели применения

Резолюция А.817(19)

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОТОБРАЖЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ И ИНФОРМАЦИИ (ECDIS)

(Принята 23 ноября 1995 года)

ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на правило V/20 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС ) 1974 года, которое требует того, чтобы все суда имели надлежащие и откорректированные карты, лоции, описания маяков и огней, извещения мореплавателям, таблицы приливов и все другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса,

ПРИЗНАВАЯ необходимость подготовки эксплуатационных требований к ECDIS, с тем чтобы обеспечить эксплуатационную надежность такого оборудования и с тем, чтобы информация, обеспечиваемая и отображаемая электронным способом, была, по меньшей мере, равноценна той, которая содержится в откорректированных картах и других навигационных пособиях, если они также обеспечиваются и отображаются, а также с тем, чтобы избежать, насколько это практически возможно, неблагоприятного взаимного влияния между ECDIS и другим оборудованием связи и навигации на судне,

ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что Международная гидрографическая организация (МГО) разработала совместно с ИМО дополнительные рекомендации, касающиеся электронных навигационных карт, тем самым стандартизируя базу данных и содержание, структуру и формат обеспечиваемой и отображаемой информации,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят третьей сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по эксплуатационным требованиям к системам отображения электронных карт и информации (ECDIS), изложенную в приложении к настоящей резолюции;

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам обеспечить, чтобы ECDIS, используемые на судах, имеющих право плавать под их флагами, соответствовали эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые изложены в приложении к настоящей резолюции;

3. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать настоящие эксплуатационные требования в поле зрения и при необходимости вносить в них поправки;

4. ПРОСИТ также Комитет по безопасности на море обеспечить, чтобы любые предложенные поправки к настоящей резолюции согласовывались с МГО до их принятия.

Приложение.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОТОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ И ИНФОРМАЦИИ (ECDIS)

1.1 Основной функцией ECDIS является содействие повышению безопасности мореплавания.

1.2 ECDIS вместе с надлежащими устройствами резервирования могут приниматься как эквивалентные откорректированным картам, требуемым правилом V/20 Конвенции СОЛАС 1974 года.

1.3 В дополнение к общим требованиям к судовому радиооборудованию, составляющему часть Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), и требованиям к радионавигационным средствам, содержащимся в резолюции ИМО А.694(17) *, ECDIS должны отвечать настоящим эксплуатационным требованиям.

* Публикация МЭК 945 (см. добавление 1 ).

1.4 ECDIS должны быть способны отображать всю картографическую информацию, необходимую для безопасного и эффективного плавания, которая выпускается уполномоченными правительствами гидрографическими учреждениями и распространяется по их разрешению.

1.5 ECDIS должны позволять выполнение простой и надежной корректуры электронной навигационной карты.

1.6 Использование ECDIS должно облегчить работу судоводителя по сравнению с использованием бумажной карты. ECDIS должны позволять мореплавателю удобно и своевременно выполнять всю предварительную и исполнительную прокладку и непрерывно определять местоположение, осуществляемые в настоящее время на бумажных картах. Они должны быть способны постоянно отображать местоположение судна.

1.7 ECDIS должны иметь по меньшей мере такую же надежность и доступность изображения, как и бумажная карта, публикуемая уполномоченными правительствами гидрографическими учреждениями.

1.8 ECDIS должны обеспечивать соответствующую аварийно-предупредительную сигнализацию или индикацию в отношении отображаемой информации или неисправности оборудования (см. добавление 5 ).

Для цели настоящих эксплуатационных требований:

2.1 Система отображения электронных карт и информации (ECDIS) означает систему навигационной информации, которая вместе с надлежащими устройствами резервирования может приниматься как эквивалентная откорректированной карте, требуемой правилом V/20 Конвенции СОЛАС 1974 года, поскольку она отображает информацию, выбранную из системной электронной навигационной карты (SENC), вместе с информацией о местоположении, получаемой от навигационных датчиков с целью помочь мореплавателю выполнять предварительную и исполнительную прокладку, и, если требуется, отображает дополнительную информацию, относящуюся к судовождению.

2.2 Электронная навигационная карта (ENC) означает базу данных, стандартизированную по содержанию, структуре и формату, выпускаемую для использования с ECDIS по разрешению уполномоченных правительствами гидрографических учреждений. ENC содержит всю картографическую информацию, необходимую для безопасного плавания, и может содержать, кроме информации, содержащейся на бумажной карте, дополнительную информацию (например, лоции), которая может считаться необходимой для безопасного плавания.

2.3 Системная электронная навигационная карта (SENC) означает базу данных, полученную в результате преобразования ENC внутри ECDIS для надлежащего использования, корректировки ENC соответствующими средствами и введения мореплавателями других данных. Именно эта база данных фактически используется в ECDIS для формирования отображения и для других навигационных функций, а также является равноценной информации, содержащейся в откорректированной бумажной карте. SENC может также содержать информацию, поступающую из других источников.

2.4 Стандартное отображение означает информацию SENC, которая должна появляться, когда карта впервые отображается в ECDIS. В зависимости от потребностей мореплавателя, объем информации, которую она обеспечивает для выполнения предварительной или исполнительной прокладки, может изменяться мореплавателем.

2.5 Базовое отображение означает объем информации SENC, который не может быть выведен из отображения, состоящий из информации, постоянно требующейся в любое время, во всех географических районах и при любых обстоятельствах. Эта информация не считается достаточной для обеспечения безопасного плавания.

2.6 Дополнительную информацию по определениям ECDIS можно найти в Специальной публикации МГО S-52, добавление 3 (см. добавление 1 ).

3. ОТОБРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ SENC

3.1 ECDIS должна быть способна отображать всю информацию SENC.

3.2 Информация SENC, которую можно отобразить в процессе предварительной и исполнительной прокладки, подразделяется на три категории: базовое отображение, стандартное отображение и любая другая информация (см. добавление 2 ).

3.3 ECDIS должна обеспечивать получение стандартного отображения в любое время одним действием оператора.

3.4 При первом вызове карты на дисплей ECDIS должно появляться стандартное отображение в наиболее крупном масштабе, имеющемся в SENC для отображаемого района.

3.5 Добавление или удаление информации на дисплее ECDIS должно выполняться легко. Не должно иметься возможности удалить информацию, входящую в состав базового отображения.

3.6 Мореплаватель должен иметь возможность выбирать безопасную изобату из тех изобат, которые обеспечиваются SENC. Безопасная изобата должна выделяться на дисплее ECDIS среди других изобат.

3.7 Мореплаватель должен иметь возможность выбирать безопасную глубину. ECDIS должна выделять отметки глубин, равных или меньших, чем безопасная глубина, всякий раз, когда глубины выбираются для отображения.

3.8 ENC и вся корректура к ней должны отображаться без какого-либо искажения содержащейся в них информации.

3.9 В ECDIS должны быть предусмотрены средства, позволяющие убедиться, что ENC и вся корректура к ней были правильно введены в SENC.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОРРЕКТУРА *
КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

* Добавление 1 к Специальной публикации МГО S-52

4.1 Картографическая информация, предназначенная для использования в ECDIS, должна представлять собой информацию, содержащуюся в последнем издании, выпущенном уполномоченным правительством гидрографическим учреждением, и отвечать требованиям ИМО.

4.2 Содержание SENC должно быть достаточным и откорректированным для предполагаемого рейса, как требуется правилом V/20 Конвенции СОЛАС 1974 года.

4.3 Не должно иметься возможности вносить изменения в содержание ENC.

4.4 Корректура должна храниться отдельно от ENC.

4.5 ECDIS должна быть способна принимать официальную корректуру к ENC, предоставляемую в соответствии с требованиями МГО. Эта корректура должна автоматически вводиться в SENC. Независимо от способа получения корректуры, процедура ее ввода не должна создавать помех для имеющегося на дисплее изображения.

4.6 ECDIS должна также быть способна принимать данные ручной корректуры к ENC с простым способом проверки этих данных до окончательного их принятия. На дисплее они должны отличаться от информации ENC и официальной корректуры к ней и не должны отрицательно влиять на четкость изображения.

4.7 ECDIS должна вести регистрацию корректуры, включая время ее ввода в SENC.

4.8 ECDIS должна позволять мореплавателю выводить на дисплей корректуру, с тем чтобы он мог проверить ее содержание и удостовериться в том, что она была введена в SENC.

ECDIS должна обеспечивать индикацию, если:

.1 информация отображается в масштабе более крупном, чем она содержится в ENC; или

.2 местоположение своего судна перекрывается ENC более крупного масштаба, чем та, которая отображена на дисплее.

6. ОТОБРАЖЕНИЕ ДРУГОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ

6.1 На изображение, представленное на дисплее ECDIS, может накладываться радиолокационная или другая навигационная информация. Однако она не должна ухудшать информацию SENC и должна четко отличаться от нее.

6.2 ECDIS и дополнительная навигационная информация должны использовать общую систему координат. Если это не выполняется, должна быть предусмотрена соответствующая индикация.

6.3.1 Налагаемая радиолокационная информация может содержать как радиолокационное изображение, так и информацию САРП.

6.3.2 Если радиолокационное изображение налагается на изображение, представленное на дисплее ECDIS, карта и радиолокационное изображение должны совпадать по масштабу и ориентации.

6.3.3 Радиолокационное изображение и местоположение, полученное от датчика местоположения, должны автоматически подстраиваться, с тем чтобы принять во внимание расстояние между антенной и местом, с которого управляется судно.

6.3.4 Должна быть предусмотрена возможность ручной подстройки отображенного местоположения судна, так чтобы радиолокационное изображение совпало с отображением SENC.

6.3.5 Должна быть предусмотрена возможность удаления радиолокационной информации одним действием оператора.

7. РЕЖИМ ОТОБРАЖЕНИЯ
И ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОСЕДНЕГО РАЙОНА

7.1 Должна быть предусмотрена постоянная возможность отображать SENC в ориентации «Север». Разрешаются другие ориентации.

7.2 ECDIS должна обеспечивать режим истинного движения. Разрешаются другие режимы.

7.3 Если используется режим истинного движения, то переход на изображение соседнего района и формирование этого изображения должны происходить автоматически при подходе отметки судна к границе дисплея на расстояние, определяемое мореплавателем.

7.4 Должна быть предусмотрена возможность ручного изменения района, охватываемого картой, и местоположения своего судна относительно края дисплея.

8.1 Для отображения информации SENC должны использоваться цвета и символы, рекомендованные МГО*

8.3 В информации SENC, отображаемой в масштабе, предусмотренном в ENC, должны использоваться символы, цифры и буквы, имеющие предусмотренные размеры**.

* Добавление 2 к Специальной публикации МГО S-52

** Публикация МЭК 1174.

8.4 ECDIS должна позволять мореплавателю выбирать, будет ли его судно отображаться в реальном масштабе или в виде символа.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ОТОБРАЖЕНИЮ

9.1 ECDIS должна быть способна отображать информацию, необходимую для:

.1 предварительной прокладки и дополнительных навигационных задач;

.2 исполнительной прокладки.

9.2 Эффективный размер отображаемой карты при ведении исполнительной прокладки должен быть не менее 270 мм х 270 мм.

9.3 Отображение должно отвечать рекомендациям МГО относительно цвета и разрешающей способности.

9.4 Метод представления информации должен обеспечивать, чтобы отображаемая информация была четко видна более чем одному наблюдателю в условиях освещения, которые обычно имеют место на мостике судна днем и ночью.

10. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОКЛАДКИ, РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ О РЕЙСЕ

10.1 Должна быть предусмотрена возможность выполнять предварительную и исполнительную прокладки простым и надежным способом.

10.2 Конструкция ECDIS должна отвечать эргономическим принципам в отношении эксплуатации, удобной для пользователя.

10.3 Для подачи аварийно-предупредительных сигналов или индикации о пересечении безопасной изобаты и входе в запретный для плавания район, а также для аварийно-предупредительных сигналов и индикации в соответствии с добавлением 5 в ECDIS должны всегда использоваться данные самого большого масштаба из имеющихся в SENC для данного района.

10.4 Предварительная прокладка

10.4.1 Должна быть предусмотрена возможность выполнять предварительную прокладку, включая прямолинейные и криволинейные участки пути.

10.4.2 Должна быть предусмотрена возможность вносить изменения в предварительную прокладку путем, например:

.1 добавления путевых точек;

.2 исключения путевых точек;

.3 изменения положения путевой точки;

.4 изменения порядка путевых точек.

10.4.3 Должна быть предусмотрена возможность выполнять предварительную прокладку по запасному маршруту в дополнение к выбранному маршруту. Выбранный маршрут должен четко отличаться от других маршрутов.

10.4.4 Требуется индикация, если мореплаватель прокладывает курс, пересекающий безопасную изобату своего судна.

10.4.5 Требуется индикация, если мореплаватель прокладывает курс, пересекающий границу запретного района или географического района, для которого существуют особые условия плавания (см. добавление 4 ).

10.4.6 Мореплаватель должен иметь возможность устанавливать предел отклонения от заданного маршрута, при достижении которого должно автоматически происходить включение предупредительного сигнала отклонения от маршрута.

10.5 Исполнительная прокладка

10.5.1 При выполнении исполнительной прокладки выбранный маршрут и местоположение своего судна должны появляться всякий раз, когда отображение перекрывает этот район.

10.5.2 При ведении исполнительной прокладки должна быть предусмотрена возможность отобразить морской район, который не охватывает местоположения судна (например, для просмотра района, куда направляется судно, для предварительной прокладки). Если это делается на том же дисплее, на котором выполняется исполнительная прокладка, функции автоматической исполнительной прокладки (например, корректировка данных о положении судна и обеспечение сигнализации и индикации) не должны прерываться. Должна быть предусмотрена возможность немедленного возврата к отображению исполнительной прокладки, охватывающей местоположение своего судна, путем одного действия оператора.

10.5.3 ECDIS должна подавать аварийно-предупредительный сигнал, если в пределах установленного мореплавателем времени свое судно пересечет безопасную изобату.

10.5.4 ECDIS должна подавать аварийно-предупредительный сигнал или индикацию, по выбору мореплавателя, если в пределах установленного мореплавателем времени свое судно пересечет границу запретного района или географического района, для которого существуют особые условия плавания. (см. добавление 4 ).

10.5.5 Должен подаваться аварийно-предупредительный сигнал, если превышается установленный предел отклонения от заданного маршрута.

10.5.6 Местоположение судна должно устанавливаться с помощью системы постоянных обсерваций с точностью, соответствующей требованиям, предъявляемым к безопасному плаванию. Всякий раз, когда это возможно, должен предусматриваться второй независимый способ определения местоположения другого типа; ECDIS должна быть способна выявлять расхождения между двумя системами.

10.5.7 ECDIS должна обеспечивать индикацию при потере входного сигнала от системы определения местоположения. ECDIS должна также повторять, но только в виде индикации, любой аварийно-предупредительный сигнал или индикацию, передаваемые из системы определения местоположения.

10.5.8 ECDIS должна подавать аварийно-предупредительный сигнал, если судно в пределах установленного мореплавателем времени или расстояния, достигнет критической точки на заданном маршруте.

10.5.9 Система определения местоположения и SENC должны использовать одну и ту же систему геодезических координат. В противном случае ECDIS должна подавать аварийно-предупредительный сигнал.

10.5.10 Должна быть предусмотрена возможность отображения запасного маршрута в дополнение к выбранному маршруту. Выбранный маршрут должен четко отличаться от других маршрутов. Во время рейса мореплаватель должен иметь возможность изменять выбранный маршрут плавания или переходить на запасной маршрут.

10.5.11 Должна быть предусмотрена возможность отображения:

.1 отметок времени по линии пути судна, устанавливаемых вручную по требованию и автоматически с интервалами, выбранными от 1 до 120 мин;

10.5.12 Должна быть предусмотрена возможность ввода географических координат любого местоположения и отображения этого местоположения по требованию. Должна также иметься возможность выбора на дисплее любого объекта (ориентира, символа или местоположения) и считывания его географических координат по требованию.

10.5.13 Должна быть предусмотрена возможность ручной подстройки географического местоположения своего судна. Эта ручная подстройка должна быть отмечена на экране в алфавитно-цифровой форме и удерживаться до тех пор, пока мореплаватель не изменит ее и она не будет автоматически введена в память.

10.6 Регистрация данных о рейсе

10.6.1 ECDIS должна хранить и быть способна воспроизвести определенное минимальное количество элементов, требуемое для восстановления деталей плавания и проверки официальной базы данных, использованной за предшествующие 12 ч. Следующие данные должны регистрироваться с интервалом в одну минуту:

.1 для восстановления пути, пройденного своим судном: время, местоположение, курс и скорость; и

.2 для восстановления использованных официальных данных: источник ENC, издание, дата, ячейка памяти и предыдущая корректура.

10.6.2 В дополнение к этому ECDIS должна записывать информацию обо всем пройденном пути в течение всего рейса с отметками времени через интервалы, не превышающие 4 ч.

10.6.3 Не должно иметься возможности манипуляции записанной информацией или ее изменения.

10.6.4 В ECDIS должна быть предусмотрена защита записи данных за предыдущие 12 ч и за предыдущий путь.

11.1 Точность всех расчетов, выполняемых ECDIS, не должна зависеть от характеристик выходного устройства и должна соответствовать точности SENC.

11.2 Точность пеленгов и дистанций, отображаемых на дисплее или измеряемых между ориентирами, уже отображенными на дисплее, должна быть не менее той, которая обеспечивается разрешающей способностью дисплея.

12. СОПРЯЖЕНИЕ С ДРУГИМ ОБОРУДОВАНИЕМ*

* Публикация МЭК 1162

12.1 ECDIS не должна ухудшать функционирование любого оборудования, обеспечивающего ввод внешней информации. Сопряжение с дополнительным оборудованием также не должно ухудшать функционирование ECDIS по сравнению с настоящим стандартом.

12.2 ECDIS должна быть сопряжена с системами, обеспечивающими непрерывную информацию о местоположении, курсе и скорости.

13. ПРОВЕРКИ РАБОТЫ, АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ И ИНДИКАЦИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ

13.1 ECDIS должна быть обеспечена средствами для выполнения на судне автоматической или ручной проверки основных функций. В случае отказа проверка должна отобразить информацию, указывающую, какой блок является неисправным.

13.2 ECDIS должна обеспечивать подходящую аварийно-предупредительную сигнализацию или индикацию о неисправности системы.

14. УСТРОЙСТВА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ

Должны быть предусмотрены соответствующие устройства резервирования, обеспечивающие безопасное плавание в случае выхода из строя ECDIS.

.1 Должны быть предусмотрены средства, на которые можно безопасно перевести функции ECDIS, для того чтобы какая-либо неисправность ECDIS не привела к возникновению критической ситуации.

.2 Должно быть предусмотрено устройство резервирования для обеспечения безопасного плавания в течение оставшейся части рейса в случае выхода из строя ECDIS.

15.1 Должна быть предусмотрена возможность работы ECDIS и другого оборудования, необходимого для ее нормального функционирования, в случае подачи питания от аварийного источника электроэнергии согласно соответствующим требованиям главы II-1 Конвенции СОЛАС 1974 года.

15.2 Переход от одного источника питания к другому или перерыв подачи питания продолжительностью до 45 с не должны требовать повторного ручного включения оборудования.

Следующие международные организации разработали технические стандарты и спецификации, перечисленные ниже, для использования вместе с настоящим стандартом. За получением последнего издания этих документов необходимо обращаться в соответствующую организацию.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МГО)

Directing Committee International Hydrographic Bureau

BP445 98011 Monaco CEDEX Principality of Monaco

Phone: + 33 9350 6587

Special Publication No.S-52 «Provisional Specifications for Chart Content and Display of ECDIS», 2nd Edition, September 1992.

Купить полный текст документа можно после авторизации

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Информационный справочник обо всем
Adblock
detector