номера клоунов в цирке

а н т р е

клоунский номер в цирке

• в балете вступительная часть развернутого па-де-де

• в балете танцевальный выход одного или нескольких исполнителей

• в цирке: комическая сценка с использованием буффонных приемов

• выход одного или нескольких исполнителей в балете

• главные блюда обеда, состоявшего из нескольких перемен

• комедийная разговорная сценка цирковых клоунов

• на парадных обедах — первое блюдо, закуска перед обедом

• первое появление клоуна на арене

• просторная передняя общественного здания

• танцевальный выход артиста

• явление клоуна народу

• сцена, которую один клоун «закатывает» другому

• комедийная разговорная сценка или пантомима

• выход рыжих на манеж

• сцена, «закатанная» клоуном

• выход клоунов на манеж

• выход клоунов на арену

• текст клоунской сценки

• вступительная часть па-де-де

• вступление в балете

• комическая сценка-буф в цирке

• парад на арене цирка

• прием пищи на парадных обедах за час-полтора перед обедом в другом помещении

• выход клоунов в цирке

• выход на сцену в балете

• номер с участием клоунов

• Сценка, пантомима в цирке

• Торжественное вступление в бальный зал

• Номер клоуна, комическая сценка

• ср. франц. вход, вступление; первое блюдо за столом перед горячим, холодное

• сцена, «закатанная» клоуном

• сцена, которую один клоун «закатывает» другому

• какое слово можно сделать из слова «рента» путем перестановки букв

• что выйдет из слова «ранет», если в нем поменять местами буквы

• мешанина из букв слова «рента»

• мешанина из букв слова «ранет»

• выход танцовщицы в балете

• анаграмма к слову «ранет»

• анаграмма к слову «рента»

• явление клоунов на манеже

• мешанина из букв слова «ранет»

• мешанина из букв слова «рента»

• какое слово можно сделать из слова «рента» путем перестановки букв?

• что выйдет из слова «ранет», если в нем поменять местами буквы?

Источник

а н т р е

клоунский номер в цирке

• в балете вступительная часть развернутого па-де-де

• в балете танцевальный выход одного или нескольких исполнителей

• в цирке: комическая сценка с использованием буффонных приемов

• выход одного или нескольких исполнителей в балете

• главные блюда обеда, состоявшего из нескольких перемен

• комедийная разговорная сценка цирковых клоунов

• на парадных обедах — первое блюдо, закуска перед обедом

• первое появление клоуна на арене

• просторная передняя общественного здания

• танцевальный выход артиста

• явление клоуна народу

• сцена, которую один клоун «закатывает» другому

• комедийная разговорная сценка или пантомима

• выход рыжих на манеж

• сцена, «закатанная» клоуном

• выход клоунов на манеж

• выход клоунов на арену

• текст клоунской сценки

• вступительная часть па-де-де

• вступление в балете

• комическая сценка-буф в цирке

• парад на арене цирка

• прием пищи на парадных обедах за час-полтора перед обедом в другом помещении

• выход клоунов в цирке

• выход на сцену в балете

• номер с участием клоунов

• Сценка, пантомима в цирке

• Торжественное вступление в бальный зал

• Номер клоуна, комическая сценка

• ср. франц. вход, вступление; первое блюдо за столом перед горячим, холодное

• сцена, «закатанная» клоуном

• сцена, которую один клоун «закатывает» другому

• какое слово можно сделать из слова «рента» путем перестановки букв

• что выйдет из слова «ранет», если в нем поменять местами буквы

• мешанина из букв слова «рента»

• мешанина из букв слова «ранет»

• выход танцовщицы в балете

• анаграмма к слову «ранет»

• анаграмма к слову «рента»

• явление клоунов на манеже

• мешанина из букв слова «ранет»

• мешанина из букв слова «рента»

• какое слово можно сделать из слова «рента» путем перестановки букв?

• что выйдет из слова «ранет», если в нем поменять местами буквы?

Источник

а н т р е

клоунский номер

• в балете вступительная часть развернутого па-де-де

• в балете танцевальный выход одного или нескольких исполнителей

• в цирке: комическая сценка с использованием буффонных приемов

• выход одного или нескольких исполнителей в балете

• главные блюда обеда, состоявшего из нескольких перемен

• комедийная разговорная сценка цирковых клоунов

• на парадных обедах — первое блюдо, закуска перед обедом

• первое появление клоуна на арене

• просторная передняя общественного здания

• танцевальный выход артиста

• явление клоуна народу

• сцена, которую один клоун «закатывает» другому

• комедийная разговорная сценка или пантомима

• выход рыжих на манеж

• сцена, «закатанная» клоуном

• выход клоунов на манеж

• клоунский номер в цирке

• выход клоунов на арену

• текст клоунской сценки

• вступительная часть па-де-де

• вступление в балете

• комическая сценка-буф в цирке

• парад на арене цирка

• прием пищи на парадных обедах за час-полтора перед обедом в другом помещении

• выход клоунов в цирке

• выход на сцену в балете

• номер с участием клоунов

• Сценка, пантомима в цирке

• Торжественное вступление в бальный зал

• Номер клоуна, комическая сценка

• ср. франц. вход, вступление; первое блюдо за столом перед горячим, холодное

• сцена, «закатанная» клоуном

• сцена, которую один клоун «закатывает» другому

• какое слово можно сделать из слова «рента» путем перестановки букв

• что выйдет из слова «ранет», если в нем поменять местами буквы

• мешанина из букв слова «рента»

• мешанина из букв слова «ранет»

• выход танцовщицы в балете

• анаграмма к слову «ранет»

• анаграмма к слову «рента»

• явление клоунов на манеже

• мешанина из букв слова «ранет»

• мешанина из букв слова «рента»

• какое слово можно сделать из слова «рента» путем перестановки букв?

• что выйдет из слова «ранет», если в нем поменять местами буквы?

Источник

Сценарии номеров и реприз соло цирка Галактика, в исполнении клоуна Александра Павличенко. Стулья

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Список номеров и реприз соло цирка Галактика,

в исполнении клоуна Александра Павличенко.

1. Укрощение стульев /клоунада, эквилибр/

2. Китайские балибансы /номер жонглера/

3. Фокусы /манипуляция, кольца/

6. Танцующий медведь /клоунада/

7. Дорожный знак, Рокер /клоунада/

10. Тарелки /жонглерский номер/

11. Цыганский танец

12. Огнетушитель /эквилибр на катушках/

13. Мотылек /клоунада/

14 Обручи /клоунада/

15. Объезяна /клоунада/

17. Повар /клоунада с жонглированием/

18. Пантомима на заказ

19. Музыкальные инструменты /клоунада/

20. Швабра /клоунада/

21. Танцы мира /клоунада/

22. Кипятильник /клоунада/

23. Монетный дождь /фокусы, клоунада/

24. Рвущийся пиджак /клоунада/

25. Кто быстрей оденется /клоунада/

26. Факир, невесомость /клоунада, фокус/

27. Факир 2, /Невесомость4/

28. Кто быстрее выпьет пиво /клоунада/

29. Приветствие /клоунада/

30. Метание ножей/номер жонглера/реприза

31. Яйца /клоунада, баланс/
32. дьяболо /номер жонглера/

Сценарии номеров и реприз соло цирка Галактика,

в исполнении клоуна Александра Павличенко.

Клоунский буффонадный номер, эквилибр, «Укрощение стульев». С 2 стульями. Выходит клоун со стулом и не может на него сесть, стул разнообразно выскакивает из-под него. Начинается конфликт. Идут отработанные клоунские трюки с элементами эквилибр. На помощь или взамен берется 2-й стул, но и с ним не получается намерения клоуна. Приглашаются зрители из зала, попробовать повторить клоунские трюки, но и они попадают в неприятности. Всевозможные варианты со стульями получаются, не так как это пытается сделать клоун. И все же клоун переворачивает стул, встает на него и ходит на нем по сцене. Непослушные стулья – укрощены. В номере поочередно идет: игра со зрителем, танцы, трюки, комические конфликты с предметами.

Танцевальный жонглерский номер под ритмичную музыку, в классическом цирковом костюме. По возможности акробатически, выбегает артист и 3-мя предметами в ритм музыки делает с ними разнообразные трюки. Также делает акробатический трюк по возможности. В зависимости от места выступления, опускается в зал к зрителям, жонглируя между ними. Номер интересен своей оригинальностью.

Манипуляция с платочками, шариками, деньгами. Юмористический иллюзион с накидкой и приглашением зрителя в ассистенты. В пластическом и танцевальном исполнении соединение больших цельных колец со всевозможными трюковыми вариантами и даже вблизи зрителей.

Жонглерский номер в классическом цирковом костюме, под ритмичную музыку. Оригинальный вход артиста на начало номера, идет демонстрация трюковой работы, жонглируя разнообразными предметами. До 5 шариков, до 5 колец, 3 тарелки, 3-15 кирпичей, дьяболо, палка, булавы и др. предметы. При всех предметах присутствуют комические трюки и обигровки. При выступлении на детскую аудиторию вызываются зрители из зала и пытаются показать свое умение жонглировать. Под музыку у всех кое-как что-то весело получается. Финал, самый оригинальный трюк, комплимент и уход.

Эксцентрический и юмористический номер эквилибр на моноцикле. Исполняется или в национальном украинском костюме, где моноцикл служит конем, и соответствующая теме фонограмма, или же в ярком клоунском костюме, где моноцикл служит средством передвижения самому же клоуну на радость и удивление, под современную, популярную музыку. И в 1-м, и во 2-м случае используется артистом не только трюковая работа на моноцикле, (а это и змейка, и езда назад, и пируэты, и многие другие трюки), но и всевозможные трюки с передним колесом, само собой и в комической обигровке. Потом артист опускается в зрительный зал, или за барьер манежа, или в банкетный зал (в зависимости от площадки) и ездит между зрителями. Потом вызывает зрителя попробовать на сцене повторить то, что делал клоун. А если аудитория более молодежная, то на сцену приглашаются несколько человек и они, держа 1-го на моноцикле, пытаются его прокатить. В номер могут добавляться ходули, ходьба на нижних и верхних ступенях, ходьба по залу между зрителями, попытка зрителями повторить и другие трюки.

Танцевальный клоунский номер. В номере задействован ведущий концертной программы. Звучит музыка, потом объявление, что во время переезда из цирка сбежал танцующий медведь, он разыскивается и т.д. Танцуя под музыку, выходит клоун в оригинальном одеянии и кепке медведя. Ведущий, якобы нашел пропавшего медведя и уводит его со сцены (манежа и т.д.) со словами: «в помещении шляпу надо снимать». Но он, оставив шляпу, возвращается и, достав 2-ю шляпу, танцует. Дальше происходит перевоплощение медведя в озорного клоуна, которое зритель прекрасно понимает. Ведущий выходит и опять, уже молча, отбирает шляпу. Но клоун достает следующую и опять танцует. Это повторяется до 10 раз с разнообразными шляпками и обигровками. В финале, когда клоун остается и без шляп, и без верхней одежды, он все равно находит выход и уходит за кулисы.

Клоунский трюковой номер, в стиле «рокера» и в подобном одеянии. Клоун выезжает на мини-велосипеде или моноцикле или настоящем мотоцикле или обыгрывая мнимый транспорт (в зависимости от необходимости) и встретив дорожный знак не может с ним разминутся всячески с ним хулиганья, но и в тоже время получая от него же знака различные неприятности и ушибы. (Причем металлический звук при столкновении со знаком звучит живой, естественный) ведущий программы в роли инспектора гаи отнимает транспортное средство. Конфликт со знаком завязывается еще больше. Зритель видит явное преимущество пассивного знака. После многих любопытных попыток разобраться в явной причине своего невезения клоун-(рокер) смиряется со своей безисходностью. Уход.

Клоунское антре, реприза. Номер как приветствие со зрителем. Клоун выходя на манеж (сцену и т.д.), как бы не замечая зрителей, продолжает утюжить утюгом и приводить себя в порядок, используя и другие предметы обихода. Обнаружив что его заметили, клоун жестами и действиями входит в общение с залом, приводя и людей в опрятность. Далее он в этой игровой клоунаде путается в своих подтяжках, непослушная прыгучая шляпа также сама прыгает и на голове у зрителей. В зависимости от аудитории, добавляется приключение с прилипшей жевательной резинкой (игровая пантомима) номер идет под музыку и в быстром игровом темпе). Освободившись от неувязок, клоун прощаясь с зрителями, уходит за кулисы показывая этим что он в порядке и почти ничего не было.

Трюки и обигровки на высоких, средних, свободных в руках, укрепленных на ногах ходулях, вольно стоящей мини-лестницей (стопами), демонстрируется как реприза, как дополнение к другим номерам и как отдельным номером с танцами в темп музыки, хождением между зрителями по залу, а также приглашением зрителей хождению на ходулях.

Жонглерский танцевальный номер, где 2 пьедестала, и 10 тарелочек крутятся на тростях. Между тем как тарелочки закрутить и поставить на стойку, жонглер делает всевозможное и разнообразное жонглирование, танцуя в ритм музыки.

Эстрадный танцевальный номер в цыганском стиле с использованием гитары, некоторой игры и трюков на ней, непосредственно самого танца с использованием элементов танцевального степа. Номер также под заводную цыганскую музыку может демонстрироваться в сопровождении небольшого танцевального женского коллектива.

Пародия на номер баланс на катушках. Клоун, сняв огнетушитель, притащив ящик и доску, пытается делать трюки, повторить предыдущий номер, эквилибр на катушках. И конфликтует с ведущим. Они получаются, но в комическом исполнении и после многих неудач и каскадов. Балансируя, застряв в кольце, стоя на руках застряв головой и ногой, сидя и многое другое. Добавив, ведра и кастрюлю с помощью ведущего все же встает.

МОТЫЛЕК

Клоун выходит с подушкой и ложится отдыхать или с цветком подарить девушке, а мотылек, летающий с помощью ассистента и удочки, мешает уснуть или подарить. Завязывается конфликт, клоун прибегает к помощи сачка, надувного молотка, дубинки и кувалды.

В результате страдают все, и зрители, и униформисты, и сам клоун. Финал. Клоун мирится с мотыльком, он дарит цветок девушке, и вместе уходят, или убегает за ней.

ОБРУЧИ

Пародия на номер хула-хуп. Клоун выходит со своими небольшими обручами, всячески пробуя повторить трюки вращения обручей, приглашая и зрителей. Но клоун разнообразно путается и падает в обручах. Реприза может перейти в фокусы с кольцами, или уход, жонглируя, или унос запутавшегося клоуна униформистами.

Пародия на номер дрессированные животные. Клоун имитирует обезьяну, на поводке у ассистента. Разнообразие пародийных трюков и актерской игры. Проход между ног, перепрыгивание через ногу, кольцо, скакалку, плетку. Кувырки, колеса, полсальто, крики, стойки.

Клоун просит зрителя пройти между фишками с закрытыми глазами. А когда он начинает идти, клоун убирает фишки, и зритель ко своему потом удивлению медленно и осторожно идет по пустому манежу.

ПАНТОМИМА (на заказ)

Зрители говорят слово-предмет, действие, профессию, и так далее, а клоун мимикой и жестами показывая данное пожелание, плавно переходит к следующему названному. Может играть музыкальное сопровождение. Можно читать заказываемую пантомиму из записок.

Клоун имитирует игру на музыкальных инструментах, начиная с дирижера и показывая виртуозное исполнение всего оркестра в одном лице. Звучит фонограмма.

Клоун балансирует на голове, руке, ноге разнообразные предметы, которые берет у себя, зрителей, униформистов. Ведущий прерывает безобразие клоуна и отбирает у него предметы, потом швабру, потом металлический тазик. А когда клоун балансирует тазик на швабре на голове, забирает только швабру, и клоун с грохотом от упавшего на голову тазика падает, распластавшись на манеже.

Клоун выходит с радиоприемником, показывает, как надо танцевать твист одной ногой, другой, двумя. Дает подержать радио зрителю и говорит что бы только не крутил. Но непрестанно звучат разнообразные популярные, национальные, классические мелодии и клоун, что бы ни осрамится, вынужден под них подтанцовывать. Уходит, отобрав радио у не послушного зрителя.

Клоун, путаясь в длинном шарфе, показывая что, замерз, заворачиваясь, то в штору, то под ковер, то к зрителям. Обруганный клоун тащит кипятильник и удлинитель с розеткой. Изгоняемый ведущим он делает себе шутку и вставляет кипятильник ему или униформисту незаметно сзади за штаны, но, радуясь, не замечает, как кипятильник переставляют ему же. Вскоре клоун задымился, и убегает.

Клоун делай платные услуги зрителям, униформистам, дирижеру сразу и потом берет с них медные монеты в свою кастрюльку. Берет за расчесывание своей расческой, струшивая пыль, фотографируя, шляпу померить, маникюр, цветок, и другое, а уходя ведущий забирает кастрюльку за то что нет лицензии этим заниматься.

Показ мод, сам пошил сам и показываю. Или исполнение песни в новом костюме с не снятыми ценниками. Из-за них тот и получается отрывание воротника, карманов, рукавов, штанин, бабочки, туфлей и остального актерского обыгрывания, случившихся неприятностей, уходя лишь в трусах, носках, манжетах.

КТО БЫСТРЕЙ ОДЕНЕТСЯ

Клоун вызывает детей и предлагает, снявши по одной одежде, по его команде найти ее в куче и первым одеть. Повернув детей, клоун выворачивает и завязывает одежду. Переполох начинается по команде.

У клоуна-факира ассистент в накидке становится горизонтально. А, нечаянно задев накидку, оказывается, ассистент держит палки с туфлями.

Клоун приглашает четырех зрителей, они присаживаются на стулья по квадрату. Укладывает спиной одного на ноги другого, вынимая потом стулья. А, уходя по команде, все падают.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫПЕТ ПИВО

Вызываются 4-6 зрителей. Задание быстрей выпить пиво, и поставить посуду на стол. Посуда с разной емкостью, но выигрывает тот, у кого наибольшая посуда, с бокалом, поставивший его не на стол, а не на скатерть.

Клоун приветствует зрителей и ведущего, как обычно за руку с каждым, за ногу, за ухо, повторяя слова ведущего. Добавляя к этому, или исполняя отдельно, показывается набор общеизвестных обращений и приветствий жестами, комично обыгрываемых.

Выносится мишень, и клоун снайпер метает ножи, предварительно показав комичное и ловкое жонглирование ими. Вызвав зрителя и поставив его с закрытыми глазами к мишени, клоун якобы метает ножи в мишень вокруг него, но ассистент незаметно втыкает их стоя рядом.

Клоунская реприза, где клоун, демонстрируя лоток яиц, ставит его на палку и балансирует на лбу, делает трюки, пируэты, удлиняя палку. Но вдруг неудача, яйца падают в зрительный зал и зависают на палке так, как оказывается, они привязаны.

ДЬЯБОЛО
Жонглерский номер, где катушка всевозможно, крутится и подбрасывается от веревочки с палочками, в ритмичных танцевальных движениях с трюками под ногу, за спину, пируэты, перевороты.

Эти и другие классические, авторские и пародийные репризы с партнером, ведущим, и зрителями записаны подробно и отдельно.

Источник

Номера клоунов в цирке

backglasscontentglassforward

Клоунада

000065
Анатолий Леонидович Дуров

Клоун советского цирка должен обладать широтой общественного кругозора, быть политически грамотным, чтобы средствами цирка бороться за утверждение новой, социалистической морали, разоблачать все отжившее, косное.

Одной из наиболее сложных и ответственных задач в искусстве клоунады является создание образа. И здесь артист исходит прежде всего из своих индивидуальных данных. Это кропотливый поиск, творческий процесс. Исполнитель стремится не только найти внешний облик своего персонажа, но и определить его характер, раскрыть его внутреннее содержание. Сценическое поведение, мысли и чувства клоуна находятся в неразрывном единстве. Репризы, шутки, трюки клоуна должны соответствовать его творческой индивидуальности, поэтому каждый клоун стремится найти свою трактовку исполнения репризы.

000066
Карандаш

000067
Ю. Никулин и М. Шуйдин

000068
О. Попов

Для жанра клоунады характерно наличие комедийных образов и комедийного конфликта.

000069
Братья Ширман

И есть, наконец, категория клоунов, которых принято называть коверными. Они, как правило, включают в свой репертуар интермедии, вбирающие все основные приемы и выразительные средства искусства клоунады.

000070
Г. Ротман и Г. Масковский

В советском цирке различают пять разновидностей клоунских амплуа с их характерными особенностями. Это клоуны буффонадные, клоуны-сатирики, клоуны музыкальные, клоуны-дрессировщики, коверные. Сегодня в нашем цирке основную нагрузку в программе несут коверные клоуны, нередко включающие в свой репертуар и буффонадное антре и сатирические репризы. А теперь остановимся на каждом виде клоунады.

* ( Роланд К. Белый клоун. Рига, Латв. гос. изд-во, 1961, с. 107.)

Многие старые буффонадные антре до сих пор пользуются успехом именно потому, что они насыщены действием, построены на определенном конфликте. И не случайно некоторые клоунады из классического репертуара, переделанные, осовремененные, прочтенные сегодняшними глазами, вновь звучат в клоунском репертуаре.

Внешний облик буффонадных клоунов в нашем цирке несколько изменился. Теперь уже почти никто из исполнителей роли Белого не белит лицо. Да и Рыжий уже не тот. Изменился не только его внешний вид, но и характер. Теперь не встретишь Рыжего с причудливо размалеванным лицом. В его репертуаре нет грубых реприз и действий, унижающих человеческое достоинство. Исчезли из сценического поведения Рыжего черты откровенного кретинизма. Он стал жизнерадостным весельчаком, находчивым и остроумным. Но, к сожалению, в последние годы буффонадные клоуны все реже появляются перед зрителем. Существует мнение, что классические маски Белого и Рыжего неспособны нести современную тематику. Но это утверждение надуманно. Шутовской наряд А. Л. и В. Л Дуровых не мешал им выступать с острым сатирическим репертуаром против самодержавия, а клоунские костюмы и маски Виталия Лазаренко,, Дмитрия Альперова, Николая, Петра и Лаврентия Лавровых и других клоунов не вступали в конфликт со злободневным репертуаром который они исполняли на манеже. Такие клоуны, как Д. Альперов, М. Калядин, А. Бугров, С. Ротмистров, С. Крейн, Н. Лавров, С. Любимов, А. Дубино, Н. Костеренко и другие, доказали, что буффонадная клоунада имеет право на самостоятельное положение в советском цирке как одна из емких, жизнестойких форм древнего жанра. Не случайно буффонадную клоунаду называют классической.

Сатирическая клоунада. С самых первых дней существования советского цирка сатирическая клоунада заняла в программе ведущее положение. Она утверждала себя в борьбе за идейность циркового искусства, за его обновление.

В. Лазаренко был настоящим новатором в сатирической клоунаде. Отлично понимая, что политически острый репертуар нельзя исполнять, пользуясь старыми приемами и в устаревшем облике дореволюционного клоуна, Лазаренко устремился на поиски. Обогатился и изменился его репертуар: в нем появились стихотворные лозунги агитационные призывы.

000071
В. Лазаренко

Творчеством даровитого циркового сатирика заинтересовался В. Маяковский. Поэт не только подсказывал Лазаренко темы реприз, но и написал специально для него злободневное антре «Советская азбука». Артист показывал зрителям нарисованные на картоне карикатуры на политические и бытовые темы и комментировал их соответствующим сатирическим текстом, каждый раз начинавшимся на очередную букву алфавита. В содружестве с Маяковским Лазаренко был создан и политический памфлет, решенный средствами цирка,- «Чемпионат всемирной классовой борьбы».

000072
Братья Танти

В ином плане преподносили сатирический репертуар братья Константин и Леон Танти. Они разыгрывали злободневные политические сюжетные скетчи, в которых высмеивали нэпманов, обывателей, спекулянтов и пр. При этом Константин Танти в своеобразном конферансе сообщал зрителям о персонажах скетчей, а Леон с помощью трансформации изображал их. Обращались артисты и к событиям международной жизни. В гротесковой манере братья Танти изображали выступления буржуазных политиков на международных конференциях по разоружению, сатирически высмеивая лицемерие империалистических держав в Лиге Наций.

Ну а какие задачи встают перед сатирической клоунадой в наши дни? Мишеней для стрел цирковой сатиры и сегодня более чем достаточно. Сатирическая клоунада призвана разоблачать проявления буржуазной идеологии, бичевать бескультурье, бюрократизм, хамство, равнодушие и т. п. Но сатирической клоунаде противопоказаны прямолинейность, дидактика. Темы, которые она поднимает, должны быть непременно выражены средствами цирка: здесь и гротесковая игровая сценка, и короткая реприза, и пародия, и большое сатирическое обозрение (например, «Лечение смехом» в исполнении клоунской группы О. Попова).

000073
Бим-Бом (И. С. Радунский и Н. И. Вильтзак)

Много оригинальных инструментов создали известные музыкальные клоуны Бим-Бом (И. Радунский и Ф. Кортези, позже И. Радунский и Н. Вильтзак). В их руках источником музыкальных звуков становились ножки пюпитра, куда были упрятаны труба и тромбон, книга с задрапированной в ней цитрой, шестеренки от сломанного будильника. Закручивая их волчком на мраморной доске, артисты извлекали мелодию. Бим и Бом вели юмористический диалог, перемежая его игрой на музыкальных инструментах, исполняли сатирические злободневные куплеты под аккомпанемент гитары и мандолины или гитары и концертино. Номера их музыкальной клоунады, отличавшейся мягкостью и жизнерадостностью, приобрели огромную популярность. Псевдоним Бим-Бом стал как бы определением такого типа музыкально-речевых номеров. У артистов появилось немало последователей и подражателей. Одни откровенно эксплуатировали популярность этого имени и выступали под тем же псевдонимом, другие изобретали аналогичные: Дин-Дон, Биб-Боб, Фис-Дис, Вийс-Вайс.

В музыкальной клоунаде обычно сохраняются те же клоунские амплуа, что и в буффонадных антре,- Рыжий и Белый. В иных номерах бывает по нескольку персонажей, несущих комическую нагрузку, и несколько резонеров. Для музыкальной клоунады и музыкальной эксцентрики характерны комедийный конфликт, наличие комедийного образа, профессиональное владение инструментами. Основной упор здесь делается на клоунские или эксцентрические действия, в которых инструменты помогают артистам в разрешении конфликта. Исполнение мелодии в данном случае имеет второстепенное значение. Оно может быть неожиданно прервано, если того потребует сюжет клоунады. Обыгрывание инструментов является для музыкальных клоунов своеобразным приемом, способствующим раскрытию характеров персонажей. Например, храбро взяв в руки инструмент, клоун, как выясняется, не только не умеет играть на нем, но даже не знает, как с ним обращаться. В трубу он смотрит, как в подзорную, из тромбона извлекает посторонние предметы, дует в инструмент не с того конца, держит ноты вверх ногами и т. д. Клоун-музыкант мешает партнерам играть или сам начинает игру невпопад. Если у него отнимают инструмент, он достает из кармана другой, потом третий и т. д., обманывает партнеров или инспектора манежа. В музыкальной эксцентрике, в отличие от музыкальной клоунады, исполнитель приближен к бытовому персонажу; иногда это чудаковатый старичок, иногда флегматик со скрипкой в руках.

000074
В. И. Макеевы

000075
Е. Амвросьева и Г. Шахнин

Интересные трюки показывали артисты Петровы. Они катались на звучащих роликах и перебрасывали друг другу музыкальные кольца наподобие игры в серсо. Музыкальные звуки, которые при движении издают ролики и кольца, складываются в мелодию. Артисты Г. и А. Евтушенко извлекали мелодию из ступенек специальной лесенки, в которую были вмонтированы музыкальные голоса.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что основой успеха номеров этого типа является комедийно одаренный артист, профессионально владеющий инструментами.

Клоун-дрессировщик. Еще скоморохи широко использовали в своих представлениях обученных медведей, коз, собак, петухов и гусей. Эту зрелищную форму можно считать прообразом клоунады, которая строится на участии в ней дрессированных животных. Клоун, по меткому определению А. В. Луначарского, «окруженный послушными животными, сыплющий остроумные шутки,- прекрасное эстетическое явление». В русском цирке клоунада с использованием дрессированных животных особенно ярко была представлена в творчестве знаменитых Анатолия Леонидовича и Владимира Леонидовича Дуровых. Они смело и дерзко, не боясь гонений и наказаний, несли с арены политически острое слово.

В своих выступлениях Дуровы, обходя преграды полицейской цензуры, исполняли шутки, монологи, куплеты, бичующие царский строй и его чиновников.

В современном цирке дрессированные животные используются и в маленьких трюковых шутках и в злободневных пантомимах. Петух и гуси, свиньи и собаки и в наши дни являются обычными партнерами клоуна-дрессировщика. Разыгрывая несложные сценки, клоун старается показать животное в забавных обстоятельствах, продемонстрировать его мнимую сообразительность. Вот клоун с шамбриером * в руках вывел на манеж группу собачек, искусно замаскированных под игрушечных лошадей. На них сбруя и султаны, как у настоящих цирковых коней. Пародия на конное табло всегда вызывает веселую реакцию зрительного зала.

Клоунские выступления с дрессированными животными часто строятся на игровых репризах, на разговорах клоуна с его подопечными, причем животные якобы хорошо понимают артиста. Сам же клоун с детской наивностью «верит» в осмысленные поступки животных, в их сознательное поведение, в то, что они «догадываются», как его обмануть, как выйти из затруднения или поставить дрессировщика в комическое положение. Например, собачка посажена клоуном на привязь. Как только он уходит на некоторое время с манежа, собачка сама снимает с себя ошейник (он специально сделан свободным), подбегает к бочонку, переворачивает его, выпускает другую собачку, посаженную туда за провинность, и, возвратившись на свое место, снова надевает ошейник, просовывая в него голову. Вернувшийся на манеж клоун недоумевает: кто бы это мог выпустить пленницу, если на манеже никого нет, а другая собачка на привязи? Так начинается популярная игровая сценка, в которой клоун в конце концов уличает собачку в ее проделках.

Интересно сделана сценка такого же плана «На приеме у доктора Айболита». Клоун-дрессировщик в облике доктора (А. Попов) лечит пациентов, прописывая им процедуры и лекарства. Выздоровевшие животные весело исполняют различные элементы дрессировки. Клоун-дрессировщик использует и сатирический репертуар. Вспомним нашумевшую в дни Великой Отечественной войны сценку «Речь Геббельса», исполненную собакой Карандаша.

Коверные клоуны. Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Весь вечер клоун общается со зрителями, «подогревает» их интерес программе, способствует наилучшему восшшятию каждого номера в отдельности и программы в целом; он решительно влияет на эмоциональный настрой зрительного зала. Вот почему в нашем цирке коверные клоуны стали премьерами программы, а выступление наиболее талантливых из них часто приравнивается к аттракциону. Роль коверного клоуна высоко ценится и артистами, отлично понимающими, что от клоуна зависит атмосфера циркового спектакля в целом.

Одним из первых, кому удалось найти новые черты коверного, был П. Л. Алексеев. В самом начале 30-х гг. на манеже Ленинградского цирка появился вечно спешащий бухгалтер Павел Алексеевич, в мешковатом костюме, с портфелем в руке. Этот забавный персонаж пользовался в Ленинграде огромной популярностью. Следом за П. А. Алексеевым отказался от маски Чарли Чаплина и молодой артист Михаил Румянцев. Он создал образ веселого проказника Карандаша, принесший ему всемирную известность; Костюм Карандаша близок к бытовому. И все же он отличает клоуна от сидящих в зрительном зале. Бытовизм обеднил бы образ клоунат низвел его до человека из публики или превратил бы в театральный персонаж. Черный костюм Карандаша чуть-чуть не по размеру, сидит на нем мешковато. Ботинки также немного большего размера, но не огромные, как у буффонадных клоунов. Остроконечная шляпа несколько маловата, она как бы завершает своеобразный парик с копной волос сзади. А как гармонирует этот костюм с фигурой артиста! Образ, созданный Румянцевым, удивительно соответствует индивидуальности артиста.

Чрезвычайно современен и по-своему интересен клоунский образ Олега Попова. Его творческая особенность метко определена эпитетом «Солнечный клоун», полученным им во время гастролей за рубежом и ставшим неотъемлемой частицей его имени. Яркие, своеобразные характеры создали и другие наши одаренные комики. Среди них Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Андрей Николаев, Генрих Ротман и Геннадий Маковский.

000076
Л. Енгибаров

Среди стройных, сильных и ловких артистов, выступающих на манеже цирка, нескладная фигура коверного всегда выглядит особенно смешно. И это для него выигрышный контраст.

000077
Л. Енгибаров

Обращающийся к пародии коверный клоун должен владеть актерским мастерством, выдумкой, в совершенстве знать пародируемый Жанр, в противном случае пародия превратится в имитацию, а комизм станет комикованием.

Талантливый артист с помощью мимики и жеста может убедительно передать сюжет сценки и донести ее основную мысль до зрителя. Действия клоуна в пантомимах должны быть логичны и предельно ясны. Если зритель сразу не поймет, что хотел выразить клоун, и должен об этом догадываться, значит, действия артиста недостаточно продуманы и не достигли цели.

Многие коверные кроме мимики и жеста пользуются словом. Однако клоун не может разговаривать обыденно, как в быту. У него особый, клоунский язык, особая интонация, своеобразный рисунок речи. У каждого хорошего клоуна свое произношение, свое индивидуальное владение словом, своя манера разговора. Артист должен знать законы и технику речи, владеть культурой слова. Некоторые коверные свое появление на манеже сопровождают каким-либо резким возгласом, произносимым часто фальцетом. Этот прием привлечения внимания к себе всегда вызывает веселую реакцию в зрительном зале.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Информационный справочник обо всем
Adblock
detector