FrequentFlyers.ru
Ликбез
По какому принципу придумывают номера авиарейсам
28/02/2019
Часто летающий пассажир обязательно заметит некоторые закономерности в нумерации авиарейсов. Если вы их не замечаете, то мы сейчас расскажем несколько как известных, так и неочевидных фактов.
Итак, каждый рейс имеет как минимум два обозначения: это ИАТА-код (две буквы или буква+цифра) и ИКАО-код (три буквы), после которых идет определенное количество цифр.
Двухбуквенный ИАТА-код виден пассажиру, он отображается на табло аэропортов и т.п. Предназначен он для маркетинговых целей и фактически показывает, кто продал билет. При код-шеринговых соглашениях один и тот же рейс порой может иметь с добрый десяток обозначений, которые исправно отображаются на табло. Казалось бы, это вносит путаницу, но нет: если пассажир купил билет, скажем, у El Al, а один из сегментов выполняет S7, то среднестатистический человек не очень это понимает: он же не покупал билет S7 и вообще не знает такой авиакомпании. Поэтому, прилетев в Россию, он видит на табло знакомый ему логотип El Al и таки идет на посадку.
Кодов на всех не хватает, поэтому порой сразу нескольким авиакомпаниям в разных частях мира, маршруты которых не пересекаются, выдают один и тот же ИАТА-код.
Фрагмент табло аэропорта Домодедово
Трехбуквенный ИКАО-код используется для навигации, общения с диспетчерами и так далее — пассажир его обычно не знает, однако этот код всегда соответствует авиакомпании, которая фактически выполняет рейс, то есть, он привязан к сертификату эксплуатанта. То есть тут уже никакого El Al, если летит S7, не будет: более того, раз уж мы привели такой пример, то поскольку S7 Airlines — это две различные авиакомпании (Boeing в одной, Airbus и Embraer в другой), то рейс получит код или SBI для «Сибири», или GLP для «Глобуса». То же самое происходит на совместных рейсах «Аэрофлота» и «России»: ИАТА-код всегда SU (потому что билеты продает только «Аэрофлот», но ИКАО-код, если летит бело-красный самолет, будет SDM, а не AFL. Но если «Россия» везет туристов «Библио-Глобуса» без участия «Аэрофлота», то ИКАО-код будет, как и положено, SDM, а вот ИАТА-код — собственный (FV). На запущенной недавно интерактивной карте полетов «России» даже можно выбрать код FV или SU для отображения разных рейсов.
ИАТА-код, кстати, имеют далеко не все авиакомпании. Мелкие региональные или чартерные перевозчики могут не быть членами ИАТА и международного двухбуквенного кода у них нет. В России у них будет только внутренний код из двух русских букв.
На билетных сайтах рейсы некоторых авиакомпаний, в основном как раз мелких, могут отображаться под кодом H1 или HR. Он принадлежит авиакомпании Hahn Air, которая сама толком не летает, но зато разработала универсальный промежуточный сервис, через который такие перевозчики получают доступ к глобальным распределительным системам (GDS). Соответственно, там виден код посредника, который и продает билеты авиакомпании. Кстати, именно через Hahn Air Systems на мировом рынке доступны билеты «Победы».
Теперь о нумерации. Номер рейса может включать от одной до 4 цифр, при этом некоторые числа стараются не использовать, например, в первую очередь это считающиеся несчастливыми в разных культурах — типа 4, 13 или 666. Менее же известные широкому кругу людей неоднозначные сочетания типа 1488 вполне в ходу. Кроме того, присваивают новые номера рейсам, закончившимся катастрофой — поскольку видеть на своем посадочном талоне надпись типа MH17 или MH370 многим будет не очень приятно. Также это своего рода дань уважения к погибшим.
Как правило, рейс «туда» и рейс «обратно» отличаются на единицу, при этом вылетающее из базового аэропорта — либо всё четное, либо всё нечетное, то есть, грубо говоря, если рейс «Аэрофлота» из Москвы в Барселону имеет номер 2512, то обратный будет иметь номер 2513. А у «России», наоборот, из Санкт-Петербурга в Барселону рейс 6701, а обратно — 6702. Зато между Москвой и Санкт-Петербургом номера рейсов обеих авиакомпаний получаются в одному сторону четные, в другую нечетные.
А по какому принципу присваивается сам номер? Как правило, чем меньше цифр — тем важнее рейс для авиакомпании. Раз уж продолжаем про «Аэрофлот», то рейсы между двумя столицами имеют нумерацию из одной-двух цифр; такой же принцип действовал у «Трансаэро». Трехзначные номера имеют важные международные рейсы — например, SU106 в Лос-Анджелес или SU212 в Гонконг. Дальше тоже есть логика: SU1xxx — остальные внутренние рейсы, 2xxx — остальные международные, 3xxx и 4xxx выделены под партнеров по код-шеру, 5xxx и 6ххх — это рейсы дочерних «Авроры» и «России», 7xxx — чартеры, все остальное — для служебных, учебных, перегоночных полетов и т.п.
Но самое интересное — это одинаковые номера у разных рейсов. Это не ошибка, а сквозная нумерация. Она очень распространена в США, но кое-где используется и в России, в частности, «Аэрофлотом» (например, Токио-Москва и Москва-Рим имеют одинаковый номер SU265), а также «Уральскими авиалиниями». Зачем это нужно? Ответ очень прост! Такая хитрая схема позволяет продавать рейсы по популярным маршрутам с пересадками под видом прямых: в системах бронирования они чаще всего отображаются именно так. Конечно, тут предусматриваются короткие стыковки, обычно «непропускаемые», то есть, при задержке первого рейса автоматически задерживают и второй, пока все не прилетят. Более того, часто борт остается тем же самым. Однако выйти из самолета и снова зайти в него же в аэропорту пересадки придется. В этом смысле такой полет ничем не отличается от рейса с промежуточной посадкой для дозаправки.
Понять, что вам предлагают именно такой рейс, можно по ряду признаков: он дешевле прямых рейсов других авиакомпаний, он чуть дольше по времени (на час-два, что, впрочем, при общей продолжительности в 12-15 часов не критично) и, наконец, просто логически: в большинстве случаев авиакомпания не может выполнять рейсы между двумя странами, если она не зарегистирована в какой-то из них. Есть ряд исключений, но свободы воздушного пространства — это уже тема для отдельной статьи.
Что означают номера авиарейсов: расшифровываем абракадабру
Нет желания читать? Теперь то же самое можно посмотреть:
Буквенная часть формируется довольно просто: она обозначает перевозчика по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. К примеру, «Люфтганза» использует аббревиатуру LH, «Американские авиалинии» — AA, «Британские авиалинии» — BA, «Эйр Франс» — AF.
Номер обратного рейса обычно на одно значение больше, нежели первоначального. Например, «Джетблю Эйрвэйс» запускает самолеты из Нью-Йорка в Лос-Анджелес под комбинацией JBU523, а обратно — под JBU524. Четырехзначные номера, начинающиеся с цифры 3 и выше, чаще всего код-шеринговые — иными словами, эксплуатируются одновременно двумя и более авиакомпаниями: продавцом билетов может выступать один перевозчик, а владельцем самолета и персонала — другой, его партнер.
И напоследок: для нумерации авиарейсов применяются не все числа из диапазона 1-9999. Под запретом комбинация 747 — чтобы не вышло путаницы с моделью самолета. Популярный рейс «Американских авиалиний» из Бостона в Лос-Анджелес долгое время обозначался AA11, но после теракта 11 сентября 2001 г. номер изменили, дабы не вызывать печальных ассоциаций. А еще серьезным авиаторам не чужды суеверия: «несчастливые» цифры 13 или 666 вряд ли когда-нибудь высветятся на табло аэропорта.
О чем молчат самолеты? Честное интервью с тем, кто их чинит:
Как расшифровывается номер рейса самолета и почему ПОЛЕЗНО уметь его читать в закладки 2
Обращали ли вы внимание на то, как в авиабилетах обозначаются номера рейсов? Сперва они кажутся случайным набором букв и цифр, но на самом деле к таким обозначениям сотрудники авиакомпаний подходят с умом, а за каждым символом скрывается определенная информация.
Буквы
Каждый номер рейса начитается с 2 букв. Иногда буквы указываются отдельно от чисел, иногда в одном ряду без пробела.
Буквы означают авиакомпанию, осуществляющую перевозку, но не всегда соотносятся с ее нынешним названием.
Номера
Каждая авиакомпания нумерует рейсы по-своему, но ни одной не разрешается использовать числа из 5 и более цифр. Поэтому самое большое число, которое можно встретить в названии рейса, — 9999.
Престижные рейсы
По словам опытного пилота и автора книги «Конфиденциальный кокпит» Патрика Смита, большинство авиакомпаний стараются присваивать самые маленькие числа наиболее престижным рейсам.
Самые престижные маршруты не обязательно тройные. Есть и те, что просто летают из пункта А в пункт Б.
Обратные направления
Обозначение обратного направления, как правило, образуется путем прибавления к номеру рейса единицы.
Четырехзначные числа
Иногда перевозчики присваивают рейсам длинные номера. В них могут быть спрятаны дополнительные подсказки.
Как использовать
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при покупке билетов стоит:
Бонус: самые редкие номера
По словам все того же Патрика Смита, существуют номера рейсов, которые практически невозможно увидеть.
Но иногда и работники авиакомпаний подходят к нумерации рейсов с юмором. Например, однажды компания Finnair удивила своих пассажиров, присвоив одному из рейсов номер 666. Примечательно, что вылетал он в пятницу, 13-го, в 13:00 и направлялся в город Хельсинки, сокращенно обозначающемся как HEL (созвучно с английским hell — «ад»).
Оказывается, во всех этих буквах и цифрах смысла куда больше, чем кажется на первый взгляд. Если у вас остались старые или новые билеты на самолеты, напишите обозначения рейсов в комментариях. Давайте попробуем расшифровать их вместе.
Как присваювают номера и буквы к авиарейсам
Никогда не задумывались, почему код «Аэрофлота» — SU, а «Победы» — DP или почему в Краснодар вы летаете рейсом UT523, а обратно — UT524, как вообще формируются эти номера и что значат буквы? Давайте разбираться.
В авиации нет ничего случайного. Практически всё, от сленга пилотов до приёма пищи лётным экипажем, должно подчиняться определённым стандартам. Свои правила есть у номеров рейсов авиакомпаний.
В мире существует две глобальные и несколько региональных систем кодирования названий авиакомпаний. Основые ICAO и IATA. Первую используют лётчики и авиадиспечеры. Код — это четыре латинские буквы, имеющие строгую структуру, привязывающую эти данные к конкретному региону.
IATA — используются в системах бронирования и, например, пишутся на корешках авиабилетов. Цифры и буквы, которые вы видите на вашем посадочном талоне, не являются случайной комбинацией. Каждая авиакомпания использует определённую систему для обозначения букв и цифр на каждом рейсе.
Буквенная составляющая номера рейса довольно проста: она представляет перевозчика. Например, Delta обозначается как DL, American Airlines – как AA, а United Airlines – как UA. Здесь интересен пример «Аэрофлота». Код SU, используемый национальным перевозчиком, появился ещё в советские времена и расшифровывается как Soviet Union. При этом у «Аэрофлота» есть ещё код AFL, который практически не используется.
С числами сложнее. У каждой авиакомпании есть свои правила о том, как составлять номера, но ни одна не может использовать более четырёх цифр для обозначения рейса. Номер рейса должен помещаться в диапазоне чисел от 1 до 9999.
Как правило, номера рейсов на север и на восток — чётные, а на юг и запад — нечётные, но бывают и исключения. Авиакомпании обычно делают номер обратного рейса на одну цифру больше, чем номер исходящего рейса. Например, Utair выполняет рейс из московского Внуково в Краснодар — это UT523. Номер обратного рейса будет UT524.
Как правило, чем меньше номер рейса, тем важнее маршрут для авиакомпании. Рейс из аэропорта Джона Кеннеди в лондонский Хитроу — главный для Delta и обозначается как DL1. Британская столица была первым международным пунктом назначения этого авиаперевозчика, правда, тогда рейс выполнялся из Атланты.
Есть несколько номеров рейсов, которые вы никогда не встретите. Чтобы не создавать путаницу с моделью самолёта Boeing-757, вылетам не присваивают номер 757. Кроме того, исключительно из суеверия, компании ни за что не будут выполнять рейсы 13 или 666. Только Finnair оказались выше своих страхов и несколько раз отправляли рейс 666 в пятницу, 13-го (последний раз в октябре 2017 года). Вылет из Копенгагена в Хельсинки (аэропорт обозначается как HEL, что созвучно с английским hell – «ад») прошёл более чем успешно.
В России у авиакомпаний также встречаются русскоязычные двухбуквенные код. Кроме того, в России у авиакомпаний, совершающих внутренние рейсы, также встречаются русскоязычные двухбуквенные коды. Например, авиакомпания «Алроса» — это ЯМ, «Северсталь» — Д2, а «Ижавиа» — ИЖ. Бывает и так, что у таких авиакомпаний нет кода IATA — он им просто не нужен, так как эти перевозчики не летают за границу.
Ещё одна интересная особенность кодов IATA — дубли. Например, код российского лоукостера «Победа» — DP. Точно такие же буквы использует и британский перевозчик First Choice Airways, специализирующийся на полётах по курортным направлениям.
Коды могут задублить, если на момент регистрации авиакомпании, она не осуществляет и планирует в обозримом будущем осуществлять рейсы по направлениям, куда летает её «двойник» (чтобы избежать путаницы). Правда, система иногда даёт сбои. В случае с той же «Победой» и First Choice Airways — сейчас в маршрутной сети обоих перевозчиков есть кипрские Ларнака и Пафос, а также турецкая Анталья. Но перепутать рейсы туристам всё равно сложно: First Airways — чартерный перевозчик из Британии, «Победа» — лоукостер из России, айдентика у обоих компаний на данный момент не пересекается даже в цветах.
Вообще проблема дублей связана с связана с дефицитом двухбуквенных кодов IATA — сочетание двух латинских букв не может дать более 576 уникальных вариантов. Цифры в составе кода увеличивают общее число возможных вариантов примерно до 1000, но это не решает проблемы в целом из-за большого количества авиакомпаний-перевозчиков.
Все отели мира
Аренда автомобиля
Заказ трансфера
Страхование туристов
Авиационные регистрационные префиксы
В различные этапы жизни нашей страны гражданские воздушные суда имели различные авиационные регистрационные префиксы, например, СССР-75832. Позже префикс «СССР» был заменен сначало на «РА», а по мере расширения маршрутной сети наших авиакомпаний и их выхода на международный рынок авиауслуг, появился современный международный префикс «RA», также за Россией закреплён префикс «RF».
Выделение авиационного регистрационного префикса для каждой конкретной страны находится в ведении Международной организации гражданской авиации ИКАО (ICAO).
Для удобства просмотра таблицы используйте сортировку данных, кликнув по заголовку нужной колонки.
Страна | Префикс |
---|---|
Австралия | VH |
Австрия | OE |
Азербайджан | 4K |
Албания | ZA |
Алжир | 7T |
Ангилья | VP-A |
Ангола | D2 |
Андорра | C3 |
Антигуа и Барбуда | V2 |
Аргентина | LV/LQ |
Армения | EK |
Аруба | P4 |
Афганистан | YA |
Багамы | C6 |
Бангладеш | S2 |
Барбадос | 8P |
Бахрейн | A9C |
Белиз | V3 |
Беларусь | EW |
Бельгия | OO |
Бенин | TY |
Бермуды | VP-B, VQ-B |
Болгария | LZ |
Боливия | CP |
Босния и Герцеговина | E7, T9 |
Ботсвана | A2 |
Бразилия | PP, PR, PT, PU |
Британские Виргинские острова | VP-L |
Бруней | V8 |
Буркина-Фасо | XT |
Бурунди | 9U |
Бутан | A5 |
Вануату | YJ |
Великобритания | G |
Венгрия | HA |
Венесуэла | YV |
Восточный Тимор | 4W |
Вьетнам | VN |
Габон | TR |
Гаити | HH |
Гайана | 8R |
Гамбия | C5 |
Гана | 9G |
Гватемала | TG |
Гвинея | 3X |
Гвинея-Бисау | J5 |
Германия | D |
Гибралтар | VP-G |
Гондурас | HR |
Гонконг, КНР | B-H (бывший VR-H), B-K, B-L |
Гренада | J3 |
Гренландия | OY |
Греция | SX |
Грузия | 4L |
Дания | OY |
Джибути | J2 |
Доминика | J7 |
Доминиканская Республика | HI |
Египет | SU |
Замбия | 9J |
Зимбабве | Z |
Израиль | 4X |
Индия | VT |
Индонезия | PK |
Иордания | JY |
Ирак | YI |
Иран | EP |
Ирландия | EI |
Исландия | TF |
Испания | EC |
Италия | I |
Йемен | 7O |
Кабо-Верде | D4 |
Казахстан | UN, UP |
Каймановы острова | VP-C |
Камбоджа | XU |
Камерун | TJ |
Канада | C-F, CF, C-G, C-I |
Катар | A7 |
Кения | 5Y |
Кипр | 5B |
Киргизия | EX |
Кирибати | T3 |
КНДР | P |
КНР | B |
Колумбия | HJ, HK |
Коморские Острова | D6 |
Конго, Демократическая Республика | 9Q |
Коста-Рика | TI |
Кот-д’Ивуар | TU |
Куба | CU |
Кувейт | 9K |
Кюрасао | PJ |
Лаос | RDPL |
Латвия | YL |
Лесото | 7P |
Либерия | A8 |
Ливан | OD |
Ливия | 5A |
Литва | LY |
Лихтенштейн | HB |
Люксембург | LX |
Маврикий | 3B |
Мавритания | 5T |
Мадагаскар | 5R |
Макао, КНР | B-M |
Македония | Z3 |
Малави | 7Q |
Малайзия | 9M |
Мали | TZ |
Мальдивы | 8Q |
Мальта | 9H |
Марокко | CN |
Маршалловы Острова | V7 |
Мексика | XA, XB, XC |
Микронезия | V6 |
Мозамбик | C9 |
Молдавия | ER |
Монако | 3A |
Монголия | JU |
Монтсеррат | VP-M |
Мьянма | XY, XZ |
Намибия | V5 |
Науру | C2 |
Непал | 9N |
Нигер | 5U |
Нигерия | 5N |
Нидерландские Антильские острова | PJ |
Нидерланды | PH |
Никарагуа | YN |
Новая Зеландия | ZK |
Норвегия | LN |
Объединённые Арабские Эмираты | A6 |
Оман | A4O |
Организация Объединённых Наций | 4U |
Остров Мэн | M |
Остров Святой Елены | VQ-H |
Острова Кука | E5 |
Острова Теркс и Кайкос | VQ-T |
Пакистан | AP |
Палестина | E4, SU-Y |
Панама | HP |
Папуа-Новая Гвинея | P2 |
Парагвай | ZP |
Перу | OB |
Польша | SP |
Португалия | CR, CS |
Республика Конго | TN |
Реюньон | F-OD |
Российская Федерация | RA, RF |
Руанда | 9XR |
Румыния | YR |
Сальвадор | YS |
Самоа | 5W |
Сан-Марино | T7 |
Сан-Томе и Принсипи | S9 |
Саудовская Аравия | HZ |
Свазиленд | 3D |
Сейшельские острова | S7 |
Сенегал | 6V |
Сент-Винсент и Гренадины | J8 |
Сент-Китс и Невис | V4 |
Сент-Люсия | J6 |
Сербия | YU |
Сингапур | 9V |
Сирия | YK |
Словакия | OM |
Словения | S5 |
Соединенные Штаты Америки | N |
Соломоновы Острова | H4 |
Сомали | 6O |
Судан | ST |
Суринам | PZ |
Сьерра-Леоне | 9L |
Таджикистан | EY |
Таиланд | HS |
Таити | F-OH |
Тайвань | B |
Танзания | 5H |
Того | 5V |
Тонга | A3 |
Тринидад и Тобаго | 9Y |
Тувалу | T2 |
Тунис | TS |
Туркмения | EZ |
Турция | TC |
Уганда | 5X |
Узбекистан | UK |
Украина | UR |
Уругвай | CX |
Фарерские острова | OY |
Фиджи | DQ |
Филиппины | RP-C |
Финляндия | OH |
Фолклендские острова | VP-F |
Франция | F |
Французская Вест-Индия | F-OG |
Французская Гвиана | F-O |
Хорватия | 9A |
Центральноафриканская Республика | TL |
Чад | TT |
Черногория | 4O |
Чехия | OK |
Чили | CC |
Швейцария | HB |
Швеция | SE |
Шри-Ланка | 4R |
Эквадор | HC |
Экваториальная Гвинея | 3C |
Эритрея | E3 |
Эстония | ES |
Эфиопия | ET |
Южная Африка | ZS, ZT, ZU |
Южная Корея | HL |
Ямайка | 6Y |
Япония | JA |
Хочешь заработать на авиабилетах и других туристических продуктах? Есть свой сайт, блог или страничка в социальных сетях? Присоединяйся и получай доход!
А вы в курсе, что благодаря сервису Compensair авиапассажиры могут получить компенсацию до 600 евро за задержку или отмену рейса?
Пассажир может получить от 250 евро до 600 евро за проблемы с рейсом, страной вылета или прилёта которого является Турция, Исландия, Норвегия, Швейцария или любая другая страна Европейского Союза. Возможность получить компенсацию распространяется и на все рейсы авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС. При этом важно, чтобы проблемы с рейсом не были вызваны чрезвычайными обстоятельствами:
Воспользоваться услугами могут все пассажиры, независимо от гражданства. Это значит, что получить компенсацию можно даже в том случае, если пассажир не является гражданином ЕС или Турции.
Compensair берёт на себя все хлопоты. Клиенту необходимо подписать форму согласия на представление интересов, а также предоставить информацию о рейсе и номере билета. Далее специалисты проведут подробный анализ ситуации, составят первичную претензию и будут вести «юридический диалог» с авиакомпанией, добиваясь выплаты. Обо всех важных этапах клиент информируется по электронной почте или SMS.
В случае успеха пассажиру выплачивается компенсация. В случае неуспеха пассажир не несёт никаких расходов и прочих издержек.