ДПС проводит рейд по проверке машин с иностранными номерами
В Москве начали наказывать водителей машин с иностранными номерами. Раньше они часто избегали ответственности за нарушения ПДД. Один водитель даже накопил более 400 штрафов на 1 миллион рублей.
В Москве сотрудники Дорожно-патрульной службы проводят рейд по проверке таких машин. Много ли выявили нарушителей? Об этом – в сюжете телеканала Москва 24.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Водители машин с иностранными номерами скоро не смогут безнаказанно нарушать правила на российских дорогах
До сих пор многие были уверены: такие номера камеры не видят, а если и видят, то «письмо счастья» все равно не придет, ведь авто зарегистрировано в другой стране. Теперь все изменится. ГИБДД уже проводит рейды. За год только в Москве задержали и отправили на спецстоянки две тысячи таких машин. Владельцу одного из грузовиков вручили сразу 400 квитанций о штрафах на общую сумму больше миллиона рублей.
Она пролетает в тоннеле со скоростью 120 километров в час, не обращает внимания на знаки, разметку. Порой кажется, автомобилисты на машинах с зарубежной пропиской совсем без тормозов.
Центр организации дорожного движения. В этом зале обрабатывают нарушения, в том числе с участием авто с иностранными номерами.
Авто с номерами других государств долгое время были практически фантомами. То есть дорожные камеры видели их (за полтора года только в Москве зафиксировано почти два миллиона нарушений), но оплачены лишь 2% штрафов. Куда отправлять так называемые «письма счастья» — вопрос.
«Есть транспортные средства, которые заезжают с территории стран ЕврАзЭС, здесь стоит вопрос об информационном обмене с нашими коллегами. Есть вопрос ТС, которые заезжают с таможенной границы. Не все данные о ТС с иностранными регистрационными знаками имеются в информационных системах, которыми пользуется госавтоинспекция», — отмечает начальник отделения Главного управления по обеспечению безопасности МВД РФ Дмитрий Лейбов.
Пользуются этим и на рынке авто. В интернете что ни объявление о продаже, то гипнотически низкая цена (машины с иностранными номерами, как правило, вдвое дешевле, чем с российскими) плюс обещания — от штрафов иммунитет.
На основании данных, полученных с камер, составляются черные списки. С ними автоинспекторы выезжают в рейды. Постановления о нарушении вручают лично в руки. Не оплатил в срок – в следующий раз остановить могут уже с нарядом полиции. И вплоть до ареста.
В это же время в России разрабатывают и целый механизм, как притормозить гонщиков. Такой уже есть, например, в соседней Белоруссии. Уже несколько лет камеры здесь видят не только номера, но и геолокацию. Данные о нарушителе высвечиваются на мониторах ближайшего пункта ГИБДД. Не оплатил — не выехал из страны.
«Не проскочишь, Беларусь практически полностью закрыта для выезда нарушителей. Основная трасса М1, на которой находится три пункта контрольной оплаты, со стороны выезда в РФ перекрыто одним постом, на Европу — второй пост, посередине, где мы находимся, в Столбцах — третий пост», — рассказывает начальник отдела по работе с нерезидентами ЗАО «Безопасные дороги Беларусь» Алексей Мезин.
До 2020 года в России должны принять комплекс мер по борьбе с такими нарушениями. И вот первые инициативы.
«С нашей стороны мы вносили предложения о том, что информацию на въезде должна собирать таможня, чтобы среди этой информации была также информация о страховании. В год у нас происходит до 10 тысяч ДТП с иностранцами», — говорит исполнительный директор бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков Сергей Разуван.
Кроме того, многие водители могут стать пешеходами: если есть не оплаченные штрафы, авто планируют помещать на спецстоянку. Для граждан иностранных государств обязательным может стать закрытие границы, пока не погасят долг. Безнаказанно сверкнуть номерами теперь не выйдет, как и неправильно припарковаться.
В России началась охота на авто с армянскими номерами: хотели сэкономить, а теперь разорятся на штрафах и пошлинах
Владельцам таких машин нужно оплачивать пошлины уже семь лет, но они этого не делали
В Нижнем Новгороде довольно много автомобилей с армянскими регистрационными знаками
Фото: Наталья Бурухина, Cars.ru
До этого претензий к хозяину машины не было
Владелец авто с армянскими номерами, гражданин РФ Дмитрий Макаров, с супругой и тремя детьми был остановлен сотрудниками ГИБДД. Он передал документы полицейским для проверки. В этот же момент у машины появились таможенники в штатском, а документы Макарова были переданы им. Вернуть их водителю они отказались и начали процедуру изъятия транспортного средства, заявив, что сейчас проходит рейд по машинам с иностранными номерами. По их словам, хозяин авто не уплатил необходимые пошлины и пользуется машиной незаконно.
Как рассказала супруга Дмитрия, машину они купили полтора года назад и без каких-либо проблем пересекли границу России. У таможни никаких вопросов к Макарову тогда не возникло.
Владельца машины также возмутило то, что сотрудники ГИБДД передали его документы третьим лицам (сотрудникам таможни). Макаров считает, что это незаконно. Сотрудница таможни отказалась возвращать документы, заявив, что их забирали полицейские, они же и должны возвращать.
В нижегородском Управлении ГИБДД NN.RU эту ситуацию комментировать отказались. Там заявили, что вопрос находится в компетенции таможенной службы.
Разобраться на месте с таможенниками у Макарова не получилось. Его машину отправили на склад временного хранения. Сейчас автовладелец намерен доказывать свою невиновность. Юристы, с которыми побеседовал NN.RU, полагают, что вернуть авто без уплаты крупных пошлин не удастся.
Сейчас по стране передвигаются сотни тысяч автомобилей с армянскими номерами. Часто ими владеют граждане РФ, которые специально ездят в соседнюю страну для их покупки. Причина одна — там они стоят значительно меньше.
Почему автомобили с армянским учетом так популярны в России?
Секрет кроется в низких ценах на авто в Армении из-за таможенных пошлин. Несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны пока остались отличия от российской таможенной системы с высокими платежами, особенно на «непроходные» по нашему законодательству экземпляры старше пяти лет.
Похожая ситуация и с экономией на расходах при дальнейшем содержании. Полис ОСАГО обойдется в те же деньги, что и автомобиль с российским учетом. А вот если ежегодный налог, например, на мощный Chevrolet Camaro составит около 48 тысяч рублей, то в Ереване — вдвое меньше. Кроме того, в России налог не зависит от возраста автомобиля, а в Армении — чем старше машина, тем он меньше (после пяти и до десяти лет снижается на 10% ежегодно).
Другой бонус — армянские номера не считывают российские дорожные камеры, то есть штрафов с них водителю присылать не могут. За неоплату парковки тоже не оштрафуют: просто у наших контролирующих органов нет доступа к базе регистрационных знаков Республики Армения.
Еще один нюанс: Армения — единственный член ЕАЭС (куда также входят Белоруссия, Казахстан и Киргизия), законодательство которого официально позволяет гражданину России стать полноправным владельцем автомобиля и поставить его на учет на себя с армянскими номерами.
Почему владельцев машин с армянскими номерами начали преследовать?
При всех описанных достоинствах, согласно приложению 2 к решению совета ЕЭК от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» или Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, ввозящий машину с армянским учетом должен оплатить налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, которые отдал бывший владелец авто, гражданин Армении, при покупке.
Зарегистрированные на территории Республики Армения автомобили могут временно ввозиться на территории других государств — членов Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения.
Как это работает на практике?
Чтобы ситуация стала понятнее, для NN.RU законодательные нормы Таможенного союза разъяснил автоюрист Сергей Кузин:
— Все покупатели машин с армянскими номерами в Армении и ввозящие их в Россию для постоянного пользования по действующему законодательству Таможенного союза обязаны доплатить разницу в пошлинах двух разных государств.
По словам Кузина, владельцы таких машин часто апеллируют тем, что их никто не заставлял этого делать: пересекли границу без проблем, ни у кого вопросов не возникло и доплатить не просили. Однако это их законодательная обязанность.
— Граждане РФ, которые задумывают покупку таких машин, руководствуются принципами экономии и изначально пытаются найти лазейку в системе. Вполне логично, что система будет пытаться эти лазейки закрыть.
Юрист считает, что в этой ситуации в нашей стране опять начали действовать с конца: сначала заключили международное соглашение, не продумав норм регулирования правовых аспектов жизни при действии этого договора, а внутренние ведомства теперь вынуждены ломать голову, как действовать с новыми нормами.
— По-человечески жертв таких обстоятельств жалко. Наверняка продавец в Армении убедил их, что всё будет хорошо и никаких доплат не потребуется. Так сказать, воспользовался конкурентным преимуществом в цене.
По мнению Кузина, для более широкой общественности это важные прецеденты.
— Очень плохо, что это стали делать только сейчас. Дело в том, что авто на номерах других государств выпадают из правового поля российского законодательства. Если водитель этого автомобиля станет виновником аварии или собьет человека, найти и привлечь его к ответственности будет очень сложно.
Кузин рекомендует перед подобными покупками тщательно самостоятельно или с юристами изучать вопрос, а уже после этого принимать такие решения, которые могут привести к законодательным последствиям. Сейчас таможенники и другие структуры довольно открыты и охотно отвечают на вопросы граждан, достаточно обратиться и уточнить.
Нарушители на машинах с иностранными номерными знаками могут стать пешеходами
В России собираются принять целый комплекс мер в отношении нарушителей, которые ездят на машинах с иностранными номерами и на дорогах творят, что хотят. Бытует мнение, что такие номерные знаки спасают от штрафов. Отчасти да, но не совсем.
Порой кажется, автомобилисты на машинах с зарубежной пропиской совсем без тормозов. Вот — центр организации дорожного движения. В этом зале обрабатывают нарушения, в том числе с участием авто с иностранными номерами. Здесь, судя по всему, лихач. Превышение скорости — на 50 км в час, регион — Армения.
Авто с номерами других государств долгое время были практически фантомами, т.е. дорожные камеры видели их (за полтора года только в Москве зафиксировано почти два миллиона нарушений), но оплачены лишь 2% штрафов. Куда отправлять так называемые «письма счастья» — вопрос.
«До настоящего времени эта проблема в полном объеме не разрешена. Есть транспортные средства, которые заезжают с территории стран ЕврАзЭС, здесь стоит вопрос об информационном обмене с нашими коллегами. Есть вопрос ТС, которые заезжают с таможенной границы. Не все данные о ТС с иностранными регистрационными знаками имеются в информационных системах, которыми пользуется госавтоинспекция», — отмечает начальник отделения главного управления по обеспечению безопасности МВД РФ Дмитрий Лейбов.
Пользуются этим и на рынке авто. В интернете, что ни объявление о продаже, то гипнотически низкая цена (машины с иностранными номерами, как правило, вдвое дешевле, чем с российскими) плюс обещания: «от штрафов — иммунитет».
Камеры не только распознают номера, уверяют сотрудники ГИБДД. По ним нарушителей еще и находят на дорогах.
На основании данных, полученных с камер, составляются черные списки. С ними автоинспекторы выезжают в рейды. Постановления о нарушении вручают лично в руки. Не оплатил в срок — в следующий раз остановить могут уже с нарядом полиции. И вплоть до ареста.
В это же время в России разрабатывают и целый механизм: как притормозить гонщиков. Такой уже есть, например, в соседней Белоруссии.
Данные о нарушителе высвечиваются на мониторах ближайшего пункта ГИБДД. Не оплатил — не выехал из страны.
«Не проскочишь, потому что это не один пункт. Это целая система пунктов, Беларусь практически полностью закрыта для выезда нарушителей. Основная трасса М1, на которой находится три пункта контрольной оплаты — со стороны выезда в РФ перекрыто одним постом, на Европу — второй пост, по середине, где мы находимся, в Столбцах, это третий пост. Есть даже мобильный пункт, передвигается по дорогам республики», — рассказывает начальник отдела по работе с нерезидентами ЗАО «Безопасные дороги Беларусь» Алексей Мезин.
До 2020 года в России должны принять комплекс мер по борьбе с такими нарушениями. Многие водители могут стать пешеходами, если есть неоплаченные штрафы, авто планируют помещать на спецстоянку. Для граждан иностранных государств обязательным может стать закрытие границы, пока не погасят долг. Безнаказанно сверкнуть номерами теперь не выйдет, как и неправильно припарковаться.
Правительство отлаживает систему наказания иностранцев, пренебрегающих ПДД
За полтора минувших года в городе выявлено 1,86 млн нарушений, совершенных на автомобилях с иностранными номерами (данные столичного правительства). При этом удалось вынести только 28,8 тыс. постановлений, в остальных случаях (более 98% от общего числа нарушителей) данных на собственников автомобилей не было. Больше всего нарушителей на машинах с Украины (24 тыс. машин), из Армении (1,75 тыс.) и Молдавии (1,47 тыс.). В топ-10 также входят автомобили с болгарской, грузинской, германской, латвийской, азербайджанской регистрацией. Данные ФТС о владельце машины часто неполные, использовать их не получается. Если же нарушитель приехал из Белоруссии или Казахстана, то при пересечении границы сведения об автовладельце вовсе не фиксируются. С 2018 года действует межправительственное соглашение между Россией и Белоруссией об обмене сведениями о нарушителях, но протокола информационного обмена нет.
По сведениям “Ъ”, в качестве временного решения московские власти и ГИБДД разработали такую схему. Столичный Центр организации дорожного движения, используя данные с камер, составит список самых злостных нарушителей с иностранными номерами. Сведения будут переданы ДПС, инспекторы которой остановят машину для проверки документов. Водитель, если признает совершенные нарушения, будет доставлен в УГИБДД по Москве, где на него оформят все постановления, выявленные за последние два месяца (срок давности привлечения к административной ответственности). Доставление в отделение полиции, напомним, допускает КоАП.
Как МВД разрешило водителям использовать новые регистрационные знаки
Проблему не могут решить годами главным образом из-за несовершенства информационной системы ИСОД МВД, в которую и должны поступать сведения с таможни, считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. «Она постоянно подвисает, люди даже машину не могут зарегистрировать, не говоря уже о вынесении штрафов,— говорит он.— Сначала нужно решить технические вопросы». В Белоруссии, говорит депутат, система задержания нарушителей давно работает: если машина с иностранным номером нарушает под камерой, ее догоняет ГАИ и оформляет постановление. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов говорит, что получает много жалоб от граждан Белоруссии, Армении и других государств о постоянных проверках со стороны ГИБДД. «В Москве их по нескольку раз в день останавливают, пробивают по базам. Могут продержать час, а потом отпустить,— рассказывает господин Шкуматов.— Психологически это на многих действует, в результате они ездят очень аккуратно. Дополнительные проверки с доставкой водителя в отделение лишь усилят эффект». Однако, отмечает Петр Шкуматов, проконтролировать уплату вынесенных штрафов сложно. Теоретически, говорит он, таможенная служба может проверить уплату на границе и не пустить водителя в Россию, если у него долги, но эта схема не работает с Белоруссией и Казахстаном, где таможенного контроля как такового нет.